Как не ошибиться при поиске инвестора

Как не ошибиться при поиске инвестора
Как не ошибиться при поиске инвестора

В октябре 2012 года интернет-компания Vitaportal.ru, предоставляющая информацию о здоровье, получила $2 млн от инвестиционного фонда Prostor Capital и американского бизнес-ангела Эстер Дайсон.

Азамат Ульбашев пообщался с семью десятками инвесторов, десять из них добрались до обсуждения сделки. На поиски инвестора ушло полтора года – это довольно много. После того, как инвестор был найден, Ульбашев проанализировал свои ошибки и составил список принципов, несоблюдение которых может затормозить поиск денег.

Первый принцип: начни поиск и встречи с инвесторами как можно раньше

Сколько существует компания, столько времени у меня и ушло на поиски инвестора. Даже сейчас, после закрытия раунда, я поддерживаю отношения с инвесторами в своем секторе рынка – это очень важно. Процесс получения инвестиций долгий, и даже глядя на фантастические результаты, инвестор не вложит деньги на следующей неделе. Поэтому большая ошибка – делать что-то, а потом говорить: «Теперь мы пойдем искать деньги».

Инвестор рискует деньгами и репутацией и может выжидать. Он не дает деньги сразу, а просит апдейты, смотрит, как растет компания. Но деньги-то уже заканчиваются, и все начинает выглядеть очень плохо: раньше компания росла, а теперь нет. Нашей команде этого удалось избежать за счет формирования большой networking: мы привлекали всех из этой digital health – начиная с нашего инвестора FastLane Ventures и «друзей друзей» и заканчивая людьми, найденными в LinkedIn.

Второй принцип: узнай об инвесторах как можно больше

Вместо того, чтобы идти ко всем подряд, нужно обращаться только к тем, кто вкладывает в нужную индустрию, похожие компании, оперирует суммами, сравнимыми с той, что нужна вам. Ищите только лучших: инвесторы тоже люди, и сделка – это не покупка, это – партнерство. Подходящий тебе инвестор поможет в трудные времена, «не твой» разрушит компанию в считанные месяцы. Нет смысла сразу обращаться к большому фонду, если они вкладывают по $10 млн, а вы просите $200 тыс.

Перед встречей нужно узнать побольше о фонде и людях, с кем предстоит встречаться, чтобы подготовить вопросы о том, какие у фонда цели в ближайшем будущем, и показать, что вы в курсе сделок и интересов этих людей. Важно, чтобы инвестор понимал, что ты пришел не «выцыганить бабки», а наладить отношения. Это очень важно. На примере многих американских стартапов видно, что некоторые стартаперы терпят неудачу за неудачей, но им все равно «поднимают» деньги, потому что сложились хорошие отношения с инвесторами.

Третий принцип: планируй размер инвестиций детально

План – ничто, планирование – все (Д. Эйзенхауэр). Нельзя говорить инвестору: «Мне нужно $1 млн или $1,5 млн». Нужно называть либо одну цифру, либо другую. Даже небольшая вариация вызывает у инвестора странное чувство. Все понимают, что планы могут срываться, но если человек не потратил время на планирование действий своей компании, как ему отдать деньги?

Четвертый принцип: сфокусируйся на целях

Одной из моих ошибок было говорить инвесторам, что Vitapotral.ru – сайт обо всем, что касается здоровья. Инвесторы спрашивали: «Сайт о здоровье? О каком здоровье?» Я отвечал: «Обо всем!» Из-за этого с некоторыми инвесторами отношения не сложились. Мы в России всегда хотим сделать сразу и все глобальное: самый большой, самый крутой, самый-самый и т. д. Отношение изменилось, когда наша команда стала фокусироваться: «Мы будем делать сервис, включающий расчет индекса массы тела, и давать на его основе рекомендации, как похудеть. Весь контент будет про это, и мы будем в этом самые лучшие».

Фокус не предполагает маленьких целей. У тебя должен быть готов ответ на вопрос, что ты будешь делать, если денег будет очень много – не $1 млн, а $10 млн. Или, наоборот, денег будет меньше – $100 тыс. Ответы на эти вопросы, если они возникнут, дадут понимание инвестору, что ты умеешь считать KPI’s и деньги.

Пятый принцип: всегда будь честным и не отчаивайся

У меня пару раз было так, что на встрече с инвесторами мы показываем планы, а потом они спрашивают: «Как дела?», но иногда идет не по плану. У нас так было с ростом SEO-трафика. Мы обещали вырасти к началу 2013 года до 20 тыс. посетителей в сутки по органическому трафику. Но не выросли, потому что ошиблись в расчетах. Мне пришлось направлять потенциальным инвесторам письмо, почему это произошло и как мы будем выходить из положения. Ничего страшного, если некоторые из них уйдут, – не отчаивайтесь. Если вы и ваша команда верите в свою компанию, то многое можно исправить. Главное – помнить: инвестиции – это не цель, а средство для ее достижения.

© Азамат Ульбашев, Vitaportal.ru

Интересные статьи



У вас есть цель в жизни?

  • {$ (item.counter * 100 / total)|number:1 $}% / {$ item.name $}
    {$ item.name $}
{$ total $} {$ vote_pluralize(total) $} / все опросы

Комментарии (0)

Только зарегистрированные пользователи могут задавать вопросы и добавлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.