6 причин не инвестировать в стартап

6 причин не инвестировать в стартап
6 причин не инвестировать в стартап

В последние время список 25 стран, которые действительно привлекательны для различного рода инвестиций, существенно изменился, причем Россия уже не входит в их число.

А это означает, что привлечь деньги для стартапов стало гораздо сложнее. Теперь это можно будет сделать, только если значительно увеличить аудиторию, трудозатраты, темпы роста и, соответственно, выручку. Любой инвестор в сложившейся ситуации становится чрезмерно разборчивым и излишне требовательным к существенным условиям инвестирования и к самой цене. Если вы планируете привлечь деньги для собственного стартапа, то вам нужно знать такие случаи, когда заслужить расположение и снисхождение инвесторов практически нереально.

1. Действительно низкая собственная доля менеджмента

Инвесторы, как правило, абсолютно не любят финансировать стартапы, если самой команде, которая занимается продвигаемым проектом, принадлежит менее 20% бизнеса. Объясняется подобное отношение достаточно просто: если их идея «не пойдет», то непосредственные участники стартапа без особых проблем найдут себе новую работу, при этом их экономические потери будут совсем небольшими и даже малоощутимыми, а инвестор в этом случае потеряет намного больше.

В идеале стоимость собственной доли менеджмента в этом случае должна в 2-3 раза превышать годовую зарплату. В качестве примера можно привести «легенды» венчурных фондов, которые рассказывают о проблемах, возникших несколько лет назад у двух перспективных стартапов. Эти проекты имели собственную аудиторию и продукт, но доходы в то время их не радовали, поскольку, можно даже сказать, отсутствовали, а у самих основателей деньги практически закончились.

Тогда лидер более перспективного стартапа, который сам владел достаточно маленькой долей в собственном проекте, не захотел бороться, а сразу же решил банкротить проект, а затем ушел в другой бизнес. И хотя второй проект был не столь перспективным и успешным, но совокупная доля в нем его основателей была довольно ощутимой и составляла 60%, поэтому его основатели не захотели терять вложенные в него собственные деньги и решили использовать другие меры, которые позволили им в итоге справиться с ситуацией.

Они немного сократили штат сотрудников и полгода работали практически без зарплаты, но начатое дело не бросили. В результате они смогли заключить несколько крупных контрактов, что в дальнейшем помогло им привлечь серьезные инвестиции.

2. Инвесторы – непрофессионалы в руководстве

Это, пожалуй, самая главная проблема для различных мобильных приложений и сайтов в сети Интернет. Практически всем им кажется, что они «знают», как заставить проект правильно функционировать, поскольку они практически «видят», каким должен быть конечный результат и тщательно следят за конкурентами.

Однако в реальности в Интернете абсолютно отсутствуют конкретные примеры успеха, которого достигли бы люди, которые пришли в действующий проект из совершенно другой отрасли и привели бы с собой «свой» менеджмент. В качестве примера можно привести знаменитый интернет-проект «Рамблер». В эту компанию приходили периодически достаточно крупные и даже знаменитые акционеры – «ПрофМедиа», «Русские фонды», Юрий Лопатинский, но история показала, что и по сей день «Рамблер» существует благодаря тому рывку, который в самом начале сделали его основатели.

3. Команда проекта не вызывает доверия

Команда – это не некий привлекательный материальный предмет, и, по сути своей, инвестору она особенно нравиться и не должна, но если нет элементарного доверия с самого начала, то в дальнейшем подобное сотрудничество будет излишне тяжелым. В этом случае доверять своим инстинктам – очень важно, и эти положительные ощущения важны гораздо больше, чем трезвый расчет и математика. Иначе сам проект в перспективе может стать крайне неприятным, а если вы совсем перестанете доверять его основателям, то с потенциальным успехом можно попросту попрощаться.

4. Полное отсутствие какой-либо динамики

У любых начинающих проектов должны быть определенные динамические изменения: появление первых пользователей, развитие самих проектов, стиль общения с потенциальными и действующими инвесторами, определенная скорость реакции на обращения клиентов.

Если вам «преподносят» и «продают» проект достаточно активно и профессионально толково, то именно также будет происходить общение и с другими возможными инвесторами. Подобную динамику желательно отслеживать хотя бы полгода, и если на лицо определенные положительные тенденции, то велика вероятность дальнейшего ее положительного развития, а после ваших финансовых вливаний действительно велика вероятность того, что она останется на уровне 95%. Например, весной 2011 года прибыль проекта Depositphotos составляла всего 30 тысяч долларов в месяц, но динамика ее роста постоянно прогрессировала, а сейчас этот важный показатель продолжает постоянно увеличиваться и уже превысил 1 миллион долларов.

5. Недорогая стоимость еще не означает нечто потенциально перспективное

Не секрет, что цена стартапа для многих инвесторов гораздо важнее возможных перспектив и качества проекта. Как правило, рассуждения в этом случае примерно такие: если проект недорогой, то перспектива его роста увеличивается вдвое, а если таких проектов несколько, то хотя бы один из них будет настолько удачным, что прибыль от него сможет перекрыть убытки от остальных, не столь удачных. В случае инвестирования стартапа гораздо важнее просчитать потенциальный рост и другие возможности проекта, а затем уже интересоваться его ценой.

Подавляющее большинство – до 97% – ранних стартапов не выживают вообще, а значит маленькая изначальная стоимость – вовсе не причина для их инвестирования. Здесь нужно помнить, что вкладывая определенные финансовые средства, вы покупаете будущий рост проекта, а не его стоимость.

Если рост компании очевиден, ее продукт достаточно перспективен, а вы получаете предложение инвестировать небольшие денежные средства, то, возможно, этот проект нужно тщательно проверить. Причиной такого странного несоответствия может быть отсутствие веры собственного менеджмента в продвигаемый проект, желание людей получать большую зарплату или иные подводные камни. Классический пример того, что дешевизна очень обманчива, проект bebo.com, который одно время был даже конкурентом Facebook. В 2008 году его приобрела компания AOL, тогда его оценили в 850 миллионов долларов, а спустя буквально два года функционирования bebo.com его продали всего лишь за 10 миллионов долларов.

В самом начале покупатель думал, что из прежней цены можно вернуть хотя бы третью часть, но все произошло иначе. Новые владельцы оказались не очень компетентными, поэтому не смогли предложить каких-либо свежих идей, в результате аудитория просто ушла на другие популярные и постоянно обновляющиеся сервисы. Так уже в мае 20013 года компанию признали банкротом, а всего лишь через месяц ее выкупили Майкл и Хочи Берч за миллион долларов.

6. Как быть, когда другие инвесторы продают свои доли?

Обычно более «мелкие» инвесторы в этом деле ориентируются на крупных, потому что они могут сделать качественный анализ потенциальных перспектив развития проекта, да и профессиональную интуицию и чутье трендов никто не отменял. Но все же лучше всего следовать своей собственной стратегии. Здесь «работает» простое правило: если вы начали инвестировать конкретный проект только лишь потому, что это делали другие крупные инвесторы, то разумнее всего вовремя выйти из него. А если вы изначально действовали исключительно самостоятельно, то подражать другим и копировать их точно не следует.

Очень разумно хотя бы раз в год проводить внутреннюю «ревизию» и переоценку собственных вложений. Но в любом случае стоит разобраться в причинах ухода из бизнеса других, а варианты могут быть самыми разными:

  • отсутствие веры в конкретный проект;
  • найден другой, более перспективный, объект для инвестиций;
  • cобственная потребность в денежных средствах.

Инвестируя в любую подающую надежды компанию, вы должны четко просчитать, кому будет выгодно впоследствии ее купить. Ведь далеко не все дойдут в конечном итоге до IPO. Так, например, хороший производитель 3D-принтеров вызовет потенциальный интерес у своих прямых конкурентов, других производителей обыкновенных принтеров, а также в области любого сопутствующего бизнеса, а это значит, что потенциальными покупателями в будущем могут стать Epson, CANON, Amazon, HP или BestBuy.

Только вначале не будет лишним узнать, покупают ли вообще кого-либо столь крупные и известные компании и можно ли сравнить предлагаемые ими суммы сделок с той, которую вы хотели бы получить. Если подобных сделок они не совершают, то инвестировать в эту область смысла нет вообще, хотя все же подобные инвестиции в принципе возможны, если вы изначально рассчитываете исключительно на дивиденды.

© Силенко Елена, TimesNet.ru

Интересные статьи



Вы вернете найденный кошелек владельцу?

  • {$ (item.counter * 100 / total)|number:1 $}% / {$ item.name $}
    {$ item.name $}
{$ total $} {$ vote_pluralize(total) $} / все опросы

Комментарии (0)

Только зарегистрированные пользователи могут задавать вопросы и добавлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.