Как отличить настоящего брокера Форекс от обычной «кухни»

Кухня или реальный межбанк?
Кухня или реальный межбанк?

Рынок Форекс довольно молод, он начал приобретать современные черты в 1971-78 годах с крушением Бреттон-Вудской системы. Тем не менее, рынок растет значительными темпами, в 2013 году среднемесячный оборот вырос более чем вдвое за десять лет. Форекс, как живой организм, развивается и эволюционирует. Постепенно видоизменяются модели ведения бизнеса на Форексе. И в этой статье мы осветим основные из них, а также их плюсы и минусы.

Основных бизнес-моделей на рынке Форекс две: агентская модель и модель маркет-мейкера

Модель маркет-мейкера

Маркет-мейкерская модель подразумевает под собой внебиржевой рынок, то есть клиентские ордера обрабатываются в рамках компании. Котировки маркет-мейкер получает от банков или новостных систем, таких как Reuters, Dow Jones, Bloomberg. Спред невысокий, и часто фиксированный. У этой бизнес-модели есть существенный минус: зачастую компании заинтересованы в том, чтобы клиент потерял свои средства. «Ни для кого не секрет, что порядка 95% трейдеров теряют свои деньги. А убыток клиента – прямая прибыль для брокера с такой моделью”, – отмечает соучредитель ребейт сервиса GlobeGain Александр Макаров.

Крупные компании с хорошей репутацией, имеющие лицензии авторитетных регуляторов, MiFID, CySeс или FCA, исполняют сделки без участия дилинга (так называемая модель «Non-dealing desk»). Их регулярно проверяют на проскальзывания, предложенные цены, время исполнения сделок. И регулятор бдит: например, в феврале 2014 года FCA оштрафовала крупного американского брокера FXCM на беспрецедентные 4 млн. фунтов за «использование практики несимметричного проскальзывания» и недостаточную открытость регулятору. В разные годы штрафы налагались на популярные компании, в большом количестве представленные в России. Информацию об этом легко можно найти в поисковых системах.

Другой пример, если брокер зарегистрирован на Виргинских островах и тому подобных оффшорных юрисдикциях, то тут надо быть готовым к различным нечестным методам работы, таким как задержка в исполнении сделок или торговля по нерыночным котировкам. Компании делают все, чтобы прибыльный клиент потерял свои деньги, ведь их выигрыш – это прямой убыток компании. Договоры таких компаний обычно составлены таким образом, что предъявить претензии просто невозможно. Отечественный орган регулирования внебиржевых финансовых инструментов и технологий (ЦРФИН) также обеспокоен ситуацией в отрасли, он составил черный список недобросовестных брокеров, а по сути, мошенников. Впрочем, список носит лишь рекомендательный характер, и совершенно не мешает его фигурантам привлекать все новых клиентов.

Такие компании строят маркетинговую политику на слабостях человека: для жадности и лени они приготовили сладкий пунш из бонусов, быстрого заработка без рисков, а также фиксированного дохода. Для тщеславия – купленные награды – пустышки. Для развлечения – яркие запоминающиеся акции вроде «сделай татуировку нашего логотипа на теле, и получи деньги». И, конечно, агрессивная реклама на всех доступных ресурсах, включая не только интернет, но газеты, радио и даже телевидение.

Агентская модель

Агентская же модель, напротив, подразумевает вывод всех клиентских позиций на межбанк через прайм-брокера. Обычно прайм-брокером выступает крупный банк, например, Morgan Stanley. Когда клиент нажимает на кнопку Sell или Buy, его ордер через прайм-брокера попадает в пул ликвидности, где банки конкурируют за то, чтобы предоставить лучшую цену на его запрос (банки зарабатывают на этих операциях). Особая система, агрегатор ликвидности, выбирает лучшую котировку и предоставляет ее клиенту Форекс-брокера.

Чтобы заключить договор с прайм-брокером, деятельность Форекс-брокера должна быть максимально прозрачной, и он должен иметь соответствующие лицензии от авторитетных регуляторов. При агентской модели спреды всегда плавающие, поскольку их представляют поставщики ликвидности, а они всегда разные. Форекс-брокер делает надбавку к спреду (маркап), которая включает в себя плату агрегатору ликвидности, прайм-брокеру, а также собственный заработок. По сути, компания заинтересована в большом объеме клиентских операций, а также в «долгожительстве» его клиентов на Форексе.

Один бывших из соучредителей FxPro Павел Новиков, который сейчас выступает в качестве инвестиционного управляющего, отметил в одном из своих из интервью: «Будущее ПАММ-счетов я вижу именно за теми компаниями, у которых ПАММ-сервис работает на агентской модели, где нет конфликта интересов между компанией и трейдером».

Если агентская модель так перспективна и хороша, почему бы и остальным компаниям не перейти на агентскую модель?

«Отказавшись от маркет-мейкерской модели, компания теряет значительную часть своей прибыли. Судите сами: маркет-мейкер зарабатывает до $200 за торговый оборот в $1млн, в то время как агентская модель дает лишь $70-80 за тот же объем. Таким образом, чтобы работать по агентской схеме, компания, во-первых, должна соответствовать всем требованиям регуляторов, а во-вторых, иметь весьма внушительный оборот, который в состоянии не только покрывать все издержки, но и давать еще прибыль», – сказал глава российского представительство FxPro Дмитрий Костин.

“Многие авторитетные эксперты отрасли видят будущее за агентской моделью: это очевидно этический момент в подходе к своим клиентам. «Клиенты компании часто спрашивают, за счет чего компания получает прибыль, и мы с чистой совестью можем сказать – только комиссии с оборота. И точно не от вашего убытка”, – отметил Дмитрий Костин.

Не менее важную играет роль алгоритмическая торговля, которая набирает все большую популярность из года в год. Благодаря торговым роботам, частота сделок растет, а значит, и прибыль Форекс-брокера на агентской модели.

Будущее

Существует мнение, что со временем удастся объединить всех брокеров в одну общую ECN-сеть. Тогда клиентские позиции будут торговаться в общем едином пространстве. Пока это невероятно сложно технологически, отрасль должна пройти долгий эволюционный путь.

Когда-то босоногий хиппи, сидевший на яблочной диете, сказал, что если никто из его друзей не придумает название лучше, то он назовет свою компанию Apple. Сегодня, спустя лишь несколько десятилетий, Стив Джобс и компания Apple не нуждаются в представлении. И, возможно, будущее ближе, чем мы можем себе представить.

© Евгения Коновалова, FxPro

Интересные статьи



Вы хоть раз давали взятку?

  • {$ (item.counter * 100 / total)|number:1 $}% / {$ item.name $}
    {$ item.name $}
{$ total $} {$ vote_pluralize(total) $} / все опросы

Комментарии (0)

Только зарегистрированные пользователи могут задавать вопросы и добавлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.