Что такое франшиза в бизнесе и как ее открыть

Франшиза для малого бизнеса
Франшиза для малого бизнеса

Слово «франшиза» в переводе с французского – льгота. У этого термина несколько значений, мы рассмотрим франшизу как форму договора между франчайзи и франчайзером.

Франчайзи – это сторона, который заключает соглашение о праве использования брендом или торговой маркой, принадлежащей франчайзеру. Самые известные франшизы в России: McDonald’s, отделения которого работают во всех крупных городах, или розничная сеть «Пятерочка» с четырьмя тысячами магазинов.

Система франчайзинга давно зарекомендовала себя как способ быстрого развития бизнеса. 80 процентов компаний, работающих по договору франчайзинга, успешно проходят сложный стартовый период и продолжают развиваться через пять лет после запуска. В то же время, большинство компаний, предпочитающих самостоятельную раскрутку, закрываются в первых пару лет.

Франчайзерами всегда выступают узнаваемые, успешные и надежные фирмы, поэтому при покупке франшизы вы приобретаете готовый перспективный бизнес, а также поддержку опытного партнера, заинтересованного в прибыльности дела.

Цена франшизы

Во многих случаях при подписании договора франшизы предусмотрен паушальный взнос. Одноразовое безвозвратное вложение становится подтверждением права пользования торговой маркой. Кроме этого, вам придется каждый месяц отдавать владельцу торгового знака 8% от оборота – роялти, это своего рода арендная плата за использование бренда.

Перед покупкой франшизы вы можете узнать у владельца торговой марки, какую сумму вам предстоит инвестировать. Одно из преимуществ этой формы ведения бизнеса заключается в предсказуемости затрат и доходов, в отличие от открытия собственного дела, когда оценить предстоящие расходы практически невозможно. У франчайзи уже есть опыт запуска филиалов, и он располагает достоверной информацией о стоимости открытия нового предприятия.

Кроме роялти и паушального взноса, вам предстоят затраты на закупку оборудования, рекламу и выплату зарплат сотрудникам.

Преимущества франшизы

Узнаваемость

Большинство компаний, продающих франшизы, успели стать популярными не только за границей, но и в России, поэтому вам не придется заниматься громкой рекламной компанией и доказывать, что ваша компания достойна внимания. Конечно, есть франчайзеры, не вышедшие за рамки региональной известности, но это обстоятельство отражается на цене франшизы.

Быстрая раскрутка бизнеса

Если вы уже когда-нибудь занимались бизнесом, вам известно, сколько времени и сил уходит на привлечение клиентов и формирование репутации. Приобретая готовый бизнес, вы сразу выйдете на прибыли, которых вам пришлось бы добиваться несколько лет. Известно, что далеко не все вновь созданные компании переживают свой двухлетний юбилей. Самым наглядным примером фееричного старта может служить открытие «Макдональдс», в которые с первого дня работы выстаиваются очереди.

Обучение

Вам не придется учиться ведению бизнеса на «горьком опыте». Крупные компании, продающие франшизы, всегда устраивают обучение персонала или обеспечивают франчайзи учебными материалами.

Консультационная поддержка

У крупных франчайзеров всегда работает консультационная служба, в которой вы сможете получить нужную информацию по бизнес-вопросам. При самостоятельном ведении бизнеса практически у любого предпринимателя случаются ошибки, чреватые материальными потерями. Франчайзер заинтересован в вашем успехе, так как от этого зависят и его прибыли – вас предостерегут от промахов и подскажут, как оптимизировать работу.

Реклама

Вместе с правом использования торговой марки вы получите разработанный логин, фирменные цвета, рекламные слоганы и прочую атрибутику. Затраты на рекламную кампанию сокращаются в разы, а успех ее предопределен, так как испытания уже прошли в других филиалах.

Как заинтересованная сторона владелец товарного знака может по собственной инициативе разместить рекламу на радио и телевидении. Все рекламные кампании основного держателя бренда автоматически будут продвигать вашу фирму.

Оборудование

Нередко компания-франчайзер предоставляет свое оборудование или эскизы для его изготовления. Дизайн помещения, требования к его размерам и расположению всегда включаются в текст договора. При этом стоимость оборудования будет включена в паушальный взнос.

Отсутствие конкурентов

Вместе с франшизой вы получите эксклюзивное право представлять марку на определенной территории. Конкуренты, представляющие ту же торговую марку, не смогут разместить предприятия рядом с вами. Открывая свой бизнес с нуля, вы никогда не будете уверены, что вас не вытеснят с рынка более мощные компании.

Недостатки франшизы

Цена

Очевидный недостаток, отпугивающий многих предпринимателей – высокая цена франшизы. Покупая готовый бизнес, вы в короткое время преодолеваете самые сложные стартовые этапы развития. Особенно высока цена права единоличного владения брендом в регионе или городе. В таких случаях паушальный взнос всегда высокий, но в вашем распоряжении обширная территория без конкурентов.

Жесткие условия

Франчайзеры могут выставлять весьма узкие рамки для проявления инициативы франчайзи. Бизнесменов могут не устраивать эти ограничения, но мотивации владельца бренда понятны – он заинтересован в развитии вашего бизнеса и знает, как добиться лучших результатов. Чрезмерная опека продиктована стремлением оградить подопечных от банкротства.

Иногда условия франчайзера препятствуют покупке франшизы. Например, чтобы купить право на работу «Макдональдс», вам потребуется купить помещение, поскольку условиями договора размещение на арендованных площадях запрещено. Также бывает сложно удовлетворить требования франчайзера по размеру помещения. Обычно минимальная площадь помещения для заключения договора начинается со 100 квадратных метров.

Условия договора

Юристы франчайзера разрабатывают договора с максимальным соблюдением интересов владельца. Перед подписанием соглашения проконсультируйтесь с опытным юристом, который сможет детально проанализировать условия договора.

Несамостоятельность

Условиями договора нередко ограничиваются инициативы франчайзи по части развития бизнеса. Если у вас возникнут идеи по привлечению клиентов и увеличению прибыли, вполне возможно, вы не сможете реализовать их из-за жестких условий договора. Творческие порывы бизнесмена обычно пресекаются, владельцы предпочитают навязывать уже готовую идею, успех которой подтвержден опытом.

Обязательность исполнения условий договора

При нарушении условий, с которыми вы согласились, подписав соглашение, вы заплатите штрафы и можете лишиться права на франшизу.

Непредсказуемые риски

Франчайзер может обанкротиться или продать бизнес. В этом случае ваше предприятие перейдет к новому владельцу, который вправе установить свои условия сотрудничества. Перемены могут привести к убыточности вашего бизнеса. Выбирая франшизу, обратите внимание на срок действия договора, который может составлять как 20, так и 5 лет.

Ограничения при закупках

Многие франчайзеры одним из условий договора выдвигают требование закупать расходные материалы у конкретной фирмы или у владельца торговой марки. Вы не сможете выбирать товар по выгодной для вас цене, а это сделает ведение бизнеса нецелесообразным.

Работа по франшизе содержит положительные и отрицательные моменты, как и любой бизнес. Ваша прибыль во многом будет зависеть от условий договора. Выберите наиболее интересную для вас компанию в «Каталоге франшиз», а затем детально изучите информацию о ней и постарайтесь просчитать перспективы. Проанализируйте, насколько популярным может быть в вашем городе предлагаемый продукт, учтите размеры населенного пункта, состав его жителей и познакомьтесь с практикой работы бренда в подобных условиях.

© Старецкая Елена, TimesNet.ru

Интересные статьи



Каким будет курс доллара к концу года?

  • {$ (item.counter * 100 / total)|number:1 $}% / {$ item.name $}
    {$ item.name $}
{$ total $} {$ vote_pluralize(total) $} / все опросы

Комментарии (1)

Только зарегистрированные пользователи могут задавать вопросы и добавлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.