Зачем делегировать полномочия и как делать это правильно

Основные правила делегирования полномочий
Основные правила делегирования полномочий

Интуитивно большинство новичков-предпринимателей строят вертикальную модель управления бизнесом. То есть, ищут на ключевые должности к себе в компанию людей, схожих с ними по уровню компетенции и взглядам на жизнь – только чуть-чуть слабее.

Железный аргумент: «А вдруг подсидит, обманет, уведет бизнес? Я должен быть самым сильным волком в стае». Проблема в том, что ваши ключевые сотрудники поступают точно так же: находят себе в подчиненные людей слабее себя.

Получается неэффективная вертикаль: ваши решения, доходя до исполнителей, искажаются на 70–90%. И вы приходите к выводам: «нормальных работников нет» и «хочешь сделать хорошо – сделай сам».

Типичная картина: вот уже полгода вы зарабатываете по 100–150 тысяч в месяц. Вроде бы все нормально, но, на самом деле, вы не просто стоите на месте – вы упали в яму. Бизнес отбирает у вас все силы и время, а прибыль не растет.

Причина в том, что в любой компании помимо повседневных задач (выставить счет, доставить заказ и т. п.) необходимо решать задачи тактические (например, переход с клиентов–физических лиц на мелких оптовиков, настройка контекстной рекламы) и стратегические (внедрение нового направления, планирование на год, три, пять вперед).

Тратя 90% времени на рутину, откладывая глобальные вещи на потом, вы никак не можете перепрыгнуть из микробизнеса в малый бизнес. Чтобы сделать это, нужно делегировать текущие дела сотрудникам, а самому заняться тактикой и стратегией.

Возникает вопрос: как найти исполнителей, которым вы сможете доверять как себе самому? Прежде всего откажитесь от вертикального управления. Ищите на ключевые должности (коммерческий директор, руководитель продаж и т. п.) профессионалов выше себя и выстраивайте отношения с ними на равных, как с соратниками. Смело делегируете им полномочия. Это называется стратегией горизонтального управления.

Основные качества этих людей: они профессиональны (причем в своей узкой области сильнее, чем вы), самообучаемы, склонны брать новые вершины и у них системный подход к бизнесу.

Есть два основных подхода к делу среди бизнесменов: системный и творческий. Новички пытаются совмещать в себе обоих, но в реальности это невозможно.

Более того, если вы основали свой бизнес, скорее всего вы человек творческий. Такая личность обладает харизмой и креативностью, но заниматься каждый день одним и тем же ей скучно. У человека-системы с идеями обычно туго, зато он отлично умеет воспроизводить и улучшать процесс. Это прирожденный управленец.

Многие думают, что, для того чтобы построить системную работу компании, нужно самому стать системным. Это не так. Я, например, умею запускать бизнес-процессы, но не умею их поддерживать. Тем не менее, я совладелец довольно большой компании, которая очень быстро растет. Потому что рядом со мной – системный человек. Он нужен именно для того, чтобы ты мог создавать и развивать процессы, а этот человек – их поддерживать, управлять компанией.

Каждый должен заниматься своим делом

Заполучить действительно хорошего специалиста непросто. Вам нужны лояльные профессионалы. Чтобы их привлечь, платите им больше, чем другие, создавайте хорошие условия работы и покажите, что за вами – потенциал роста и большая цель, в достижение которой они смогут внести свой вклад.

Люди хотят работать осмысленно и знать, что их деятельность меняет жизнь к лучшему. Объясните, как они смогут добиться этого в вашей компании. Пример: «Мы занимаемся деревянным домостроением. Хотим, чтобы каждый человек мог позволить себе жить в качественном доме за умеренную цену. Это наша большая цель».

Еще несколько подсказок: отсмотрите минимум 20 кандидатов, прежде чем брать человека на ключевую должность. (Обращайтесь за помощью к хедхантерам). Приглашайте в компанию только тех, кто уже добился впечатляющих результатов в известной компании и именно в том сегменте, где он вам нужен.

Напоследок, пожалуй, главный совет: не бойтесь грязной работы, на первых порах беритесь за все. Так вы поймете, что получается лучше всего (например, поиск и привлечение клиентов, переговоры), и сможете на этом сосредоточиться, а другие функции делегировать соратникам.

Ориентиры: то, в чем вы сильнее всего, обычно приносит радость вам, позитивную обратную связь от окружающих и прибыль.

© Петр Осипов, Бизнес-молодость

Интересные статьи



Куда вы денете внезапно обнаруженные 5 000 000 рублей?

  • {$ (item.counter * 100 / total)|number:1 $}% / {$ item.name $}
    {$ item.name $}
{$ total $} {$ vote_pluralize(total) $} / все опросы

Комментарии (0)

Только зарегистрированные пользователи могут задавать вопросы и добавлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.