Консалтинговая рулетка

Консалтинговая рулетка
Консалтинговая рулетка

Компаний, оказывающих услуги управленческого консалтинга великое множество. Достаточно набрать запрос в «поисковике» и сотни компаний с радостью окажут вам услуги. Наверное, не одна сфера деятельности так не наводнена организациями как консалтинг.

Отдельно стоит сказать о рейтингах консалтинговых компаний. На сегодня объективного рейтинга консалтинговых компаний нам не известно. Все условия для участия в рейтинге сводятся к материальным вознаграждениям организаторам рейтинга.

В рейтинге, в лучшем случае, приведены «пара» показателей компании участников, к сожалению, не дающих ответ на важные вопросы – уровень квалификации сотрудников, результативность проектов, соответствие ожиданий клиентов результатам проекта и др. Пусть это остается на совести организаторов рейтингов. Всем нужно как-то зарабатывать.

Ну а если заказчик при проведении конкурсных процедур закупки указывает в требованиях к исполнителю консалтинговых услуг – «наличие компании в топе какого-нибудь рейтинга», то, скорее всего реальное повышение эффективности у заказчика стоит не на первом месте.

Всю массу консалтинговых компаний можно разделить на три лагеря:

  • «Зарубежные консультанты» - компании, которые пришли на российский рынок из-за рубежа, с большой историей, с массой выполненных проектов, с большим штатом сотрудников и с огромным количеством всевозможных регалий.
  • Компании, которые в рамках операционного консалтинга занимаются «узкими» направлениями. Например - проектирование склада или мотивация персонала и т. п.
  • Российские консалтинговые компании полного цикла - от локальных задач (например - от технологического проектирования логистики склада) до повышения прибыльности предприятия.

«Зарубежные консультанты»

Достижения консалтинговых компаний, относящихся к «зарубежным консультантам» подтверждены тысячами выполненных проектов. В этих компаниях работа гуру консалтинга, которые много сделали для развития «лучшей практики» практически во всех областях народного хозяйства.

Громкие имена выдающихся бизнесменов, высказывающих поддержку «зарубежным консультантам» позволяют сделать вывод, что компании реально помогают решать бизнес проблемы. Количество статей, книг и публикаций исчисляется тысячами на всевозможные аспекты решения проблем бизнеса.

Услуги «зарубежных консультантов», учитывая регалии, достаточно не дешевы. И далеко не каждая компания может себе позволить воспользоваться услугами «зарубежных консультантов». А те компании, которые воспользовались, не всегда получили услугу, на которую рассчитывали. Нам трудно оценивать качество оказываемых услуг «зарубежными консультантами», т.к. мы не заказывали их услуги, но мы часто сталкивается с мнением наших заказчиков, что услуги оказываемые «зарубежными консультантами» их не удовлетворяют.

Придя на российский рынок, обладатели фундаментальных теоритических знаний и «лучшей практики», «зарубежные консультанты» не пересмотрели подходы к реализации проектов, не учли российский менталитет, не учли уровень российского менеджмента, не адаптировали методики под российскую действительность, не учли масштабность предприятий и многое другой.

Такой низкий уровень адаптации позволяет удовлетворить клиента только частично. Российскому заказчику не достаточно узнать «что нужно сделать», нужно понять «как это сделать» и потом еще помочь это сделать.

Нашей компании многие гуру «зарубежного консалтинга» знакомы как лично, так и по публикациям. Во многом их мнения нами разделяемы и их идеи мы также продвигаем в массы, но, к сожалению, тенденция заказчиков касательно не удовлетворенности услугами растет и нам приходится тратить много усилий на реабилитацию консалтинга в глазах клиента, которому оказали услугу «зарубежные консультанты».

По нашему мнению «зарубежным консультантам» нужно подходить к удовлетворению российского заказчика не шаблонно, а более адаптировано. Подходы по разработки концептуальных решений без внедрения и достижения ожидаемых показателей на российском рынке не заработали.

Узкопрофильные консультанты

Консалтинговые компании с «узким фокусом» услуг можно разделить на две группы:

  1. Высокопрофессиональные компании (индивидуальные предприниматели), владеющие специализированными методиками и программным обеспечением. Проекты просты и однотипны – загнали входные параметры в модель и получили результат. Надо отметить - «отличный результат» для входных параметров.
  2. Люди и компании, которые по какой-то своей «внутренней убежденности» приняли для себя решения, что могут и должны быть «докторами» бизнеса. Ну «народную медицину» еще никто не запрещал. Самый худший вариант, когда «псевдо коллеги» сумели себя хорошо продать, а реализовать проект не смогли. После таких «лекарей» заказчиков консалтинговых услуг приходится вытаскивать буквально из «консалтинговой комы».

Хотелось бы обратить внимание, что узкопрофильные консалтинговые услуги весьма популярны на рынке в основном за счет «дешевизны».

Рассмотрим в качестве примера простой проект по проектированию склада. Компаний оказывающих подобные услуги не одна сотня. Найти, различая крайне сложно, т.к. результат примерно одинаков. Оценка ведется в основном (при прочих равных) по стоимости и срокам.

Российские консультанты комплексного подхода

Отличительными чертами консалтинговых компаний полного цикла как раз являются отсутствие «пробелов» присущих «зарубежным консультантам» и «узкоспециализированным». Компании в обязательном порядке при понимании проблематики локальных бизнес-функций учитывают все взаимосвязи при проектировании бизнес – решений. Компании разрабатывают мероприятия концепции развития бизнеса, которые внедряются с их участием вплоть до достижения целевых показателей бизнеса.

Как правило, консалтинговые компании готовы разделить ответственность за результат проекта с заказчиком вплоть до получения вознаграждения от достижения показателей. К нашему большому сожалению, на рынке консалтинговых услуг компаний подобного уровня единицы. Поэтому не удивительно, что приезжая к новому потенциальному заказчику консультантам постоянно приходится сталкиваться с недоверием и ожиданием обмана от консалтинговых услуг.

© Карпушин Илья, «А ДАН ДЗО»

Интересные статьи



Куда вы денете внезапно обнаруженные 5 000 000 рублей?

  • {$ (item.counter * 100 / total)|number:1 $}% / {$ item.name $}
    {$ item.name $}
{$ total $} {$ vote_pluralize(total) $} / все опросы

Комментарии (0)

Только зарегистрированные пользователи могут задавать вопросы и добавлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.