Как СМИ манипулируют общественным сознанием

Как СМИ манипулируют сознанием
Как СМИ манипулируют сознанием

Ни для кого уже не секрет, что СМИ не только транслируют информацию, но и влияют на ее восприятие нами. Успехи их в этом деле поистине огромны. Мало того что в нашем сознании и без того глубоко укоренилось доверие к печатному слову, а также ко всему услышанному по радио/телевидению. Ко всему прочему средства массовой информации еще и применяют всевозможные способы манипулирования нашим восприятием. Вот как они это делают. Читаем и учимся распознавать манипуляторов.

1. Принцип первоочередности

Особенности нашего восприятия таковы, что исключительное доверие мы испытываем к информации, поступившей первой. Исходя из этого, можно напечатать или произнести с экрана телевизора любые порочащие кого-либо данные, которые на самом деле не соответствуют действительности, а мы поверим! И если затем прозвучавшая ложь будет опровергнута, это мало что изменит. Подсознание будет трактовать как истинную ту информацию, которая была получена первой.

На этом принципе построены все политические технологии. Когда кому-либо необходимо подпортить репутацию своего конкурента, озвучивается определенный компромат. Тем самым у избирателей формируется отрицательное к нему отношение, к тому же жертва еще и вынуждена оправдываться, что опять-таки свидетельствует не в ее пользу.

2. «Очевидцы» событий

Этот способ рассчитан на эмоциональное восприятие. Манипуляторы находят якобы свидетеля какого-то события, вкладывают ему в уста информацию определенного толка, которую он затем с необходимой искренностью сообщает аудитории. Его имя, как правило скрывается или называется ложное, однако этот факт не уменьшает доверия к тому, что данный «очевидец» изрекает. Когда слушатель или читатель эмоционально воспринимает какие-то сведения, его способность к критическому осмыслению услышанного или прочитанного в данный момент ослаблена либо напрочь заблокирована. И он склонен легко поверить любой выдумке.

3. Образ врага

Этот способ манипулирования сознанием масс успешно применялся в советские времена. Образ врага не был неизменным: сначала это были троцкисты, зиновьевцы и прочие «отщепенцы», затем – кулаки и шпионы всех мастей, а также врачи и генетики… В каждом случае, создавая очередной образ врага, государство получало желаемый результат: нагнетало обстановку, запугивало и вызывало истерию, после чего спокойно принималось за истребление неугодных, причем под радостные вопли граждан. Психологическая обработка приносила свои плоды: преступные действия властей оболваненные люди воспринимали как направленные на их же защиту.

Но главным врагом все 70 лет советской власти выступал мировой империализм. Его существованием объяснялась нищая жизнь граждан страны Советов, огромные расходы на гонку вооружений, агрессивная внешняя политика государства.

4. Смещение акцентов

Манипулятор сознательно смещает акценты в освещаемом событии. Тем самым он искажает его суть, но добивается поставленной цели: «доказывает» некую важную для себя идею.

5. Использование «лидеров мнений»

Что это значит? В любом обществе есть известные персоны. Это могут быть политики, ученые, спортсмены, актеры, певцы, музыканты… Они пользуется авторитетом у определенных слоев населения. К их мнению по тому или иному вопросу прислушиваются. Вот этим и пользуются манипуляторы, желая склонить читателей к тому или иному поступку. Например, во время предвыборных кампаний ссылаются на политический выбор знаменитого артиста или рок-музыканта.

Многие известные личности сознательно участвуют в подобных манипуляциях, соглашаясь возглавить какой-нибудь политический блок и призывая сограждан голосовать за него, своим участием в нем намекая: этот блок – то, что вам надо, ведь недаром же я в него вступил!

6. Эмоциональное заряжение

Эта технология строится на нашей способности заряжаться эмоциями, а значит, и воспринимать те идеи, которые при этом манипуляторы пытаются нам внушить. Вот почему участники многочисленных реалити-шоу говорят на повышенных тонах, демонстрируют взвинченность, экспрессивность. Таким образом они пытаются расшевелить нас, заставить сопереживать главным героям и обсуждаемым событиях.

Но таким же точно образом поступают и многие политики. Их цель – зарядить нас своими эмоциями и благодаря этому вызвать одобрение их слов и действий.

7. Показная проблематика

Вот как работает этот способ манипуляции. В стране ежедневно происходит множество событий. Часть из них освещается регулярно едва ли не на всех телеканалах, а для другой части – возможно, намного более важных – вовсе не находится места в теленовостях. Это может быть случайностью, а может быть и заказом определенных структур – не замечать тех или иных фактов, уделяя внимание совершенно другим.

В результате тревожные события остаются в тени, а второстепенные преподносятся в качестве главных. Например, главный бич нашего общества – пьянство и наркомания. Миллионы алко- и наркозависимых ежегодно погибают. Создается демографическая угроза. Но СМИ обходят эту тему стороной, переключая внимание аудитории на менее опасную проблему и для жизни, и для роста населения – уход молодых людей в секты.

8. Недоступность информации

Все предельно просто: если манипулятор не желает предавать огласке определенную информация, он просто не допускает ее в эфир – по всем каналам и печатным СМИ. Устраивается информационная блокада, и проблема как бы не существует.

Мы привели только несколько из способов манипуляции нашим сознанием. На самом деле их намного больше. Так что будем внимательны, поглощая информацию. Чтобы не стать жертвой бессовестных манипуляторов.

© Ильина Наталия, TimesNet.ru

Интересные статьи



Можно ли заработать большие деньги честным трудом?

  • {$ (item.counter * 100 / total)|number:1 $}% / {$ item.name $}
    {$ item.name $}
{$ total $} {$ vote_pluralize(total) $} / все опросы

Комментарии (0)

Только зарегистрированные пользователи могут задавать вопросы и добавлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.