6 простых способов, как и на чем можно сэкономить во время кризиса

Как по-умному снижать затраты
Как по-умному снижать затраты

«Если не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней». Время от времени планету сотрясают экономические кризисы. Мы наслышаны о мировых кризисах 19 века, нанесших мощный удар по экономике США и западноевропейских стран. О финансовом кризисе 1914 года, вызванном Первой мировой войной.

О Великой депрессии 30-х годов прошлого века, когда свыше 30 млн людей в мгновение ока утратили работу, а значит, и средства к существованию. Об этих тяжелых временах и судьбах людей, которые нередко оказывались в безвыходных ситуациях, написано много книг и снято немало фильмов. Но одно дело сопереживать их героям, считая, что все кризисы остались далеко в прошлом и нам не грозят, и совсем другое – самому оказаться в сложном финансовом положении.

«Не дай вам Бог жить в эпоху перемен» – гласит дошедшее до наших времен ввиду своей не преходящей актуальности древнее китайское пожелание. Тем не менее, ни одному поколению еще не удалось избежать этих самых перемен, во время которых богатые становились бедными, а бедные – нищими.

Великая депрессия в экономике погружает в глубокое депрессивное состояние человеческие души. Ведь многие люди стремятся к стабильности, окружают себя зоной комфорта, и нарушение привычного образа жизни вызывает у них панику.

Далеко не все могут сказать себе: «Стабильность – это застой, а перемены – это прогресс. За черной полосой обязательно последует белая, так не будем тратить время на воспоминания об ушедших лучших временах, на бесплодные сожаления, а займемся «работой над ошибками», поисками путей выхода из личного кризиса, саморазвитием с тем, чтобы когда жизнь предоставит нам новый шанс, мы были к нему готовы. Ведь пока мы ругаем жизнь и печалимся, она проходит».

Те же древние китайцы понимали, что, как бы мы не противились переменам, они неизбежны, поэтому «человек, почувствовавший ветер перемен, должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу».

Над рабочим столом американского президента Джона Кеннеди висела молитва, авторство которой приписывают немецкому богослову Карлу Этингеру или американскому пастору Рейнхольду Нибуру:

«Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить, Дай мне мужество изменить то, что я изменить могу, и дай мне мудрость отличить одно от другого».

Итак, кризис случился, кошелек существенно похудел, а сумма на банковском счету стремительно уменьшается. Набираемся мужества и думаем, что мы можем предпринять, чтобы «не пойти ко дну». Потому что «…а кушать хочется всегда».

И если до кризиса вопрос «купить или не купить» чаще всего решался в пользу «купить», то теперь мы все чаще стали задумываться об экономии, изыскивая все новые и новые резервы. А они скрываются в тратах, которых можно было бы избежать. Выявив их, мы сможем сэкономить деньги без особого ущерба для психики.

1. Покупая широко разрекламированный товар, мы, кроме самого продукта, оплачиваем затраты на его рекламу

Следуя поговорке «Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи», мы отдаем предпочтение продукции известных торговых марок, рассчитывая на ее высокое качество. Ведь, как правило, дешевые вещи быстро теряют свой товарный вид, дешевые продукты содержат больше химических компонентов, а дешевые услуги оказывает персонал с невысокой квалификацией.

От дорогой же вещи мы ждем, что она оправдает свою стоимость и будет служить нам верой и правдой не один год, не утратив своих потребительских качеств. В большинстве случаев так оно и есть, и никто не спорит, что, например, мужские костюмы, сшитые на фабрике «Большевичка», могут конкурировать с теми же костюмами от Paul Smith. Или же дорогой ресторан с «мишленовскими» звездами – с McDonald's.

И все же при нынешнем разнообразии рынка можно найти если не равноценную, то достойную замену, которая обойдется в разы дешевле. Ведь, как известно, чем больше денег вложено в рекламу, тем дороже будет рекламируемый продукт.

В частности, как альтернативу дорогим сладостям от итальянской компании Ferrero российская компания «Конфетный двор» предлагает собственную продукцию, которая намного дешевле и не уступает качеством, однако не столь разрекламирована, как Ferrero.

Таким образом, прежде чем совершить покупку, стоит промониторить рынок и изучить отзывы о продукте или услуге, чтобы не переплатить лишнего.

То же касается и лекарств. Едва ли не каждый врач скажет нам: «Не экономьте на своем здоровье!» и выпишет на личном бланке несколько рецептов самых дорогих лекарств. Возможно, из лучших побуждений, а может, потому, что получает процент от продаж. Конечно же, для себя, любимого, мы хотим все самое лучшее. Однако, спасибо Интернету, – нелишне перед покупкой поинтересоваться более дешевыми аналогами и отзывами пациентов об эффективности препарата.

2. «Где деньги, Зин?». Банковские карты – враг или друг?

Банковские карты, несомненно, очень удобны для людей с высокой самодисциплиной. И отказаться от них мы не можем, как не можем отказаться от автомобилей в пользу извозчиков.

Однако эти же карты – отличный способ вытряхивания денег из наших кошельков, то есть с наших счетов. С деньгами, которые мы держим в руках, расстаться намного труднее, чем с теми, которые мы не видим. А, как говорится, «глаза не видят – сердце не болит». И мы с легкостью оплачиваем банковской картой покупки, за которые никогда бы не отдали бумажные деньги.

К тому же свои расходы контролировать намного сложнее, когда деньги лежат в банке, а не дома. В результате получается, как в стишке: «Пировали – веселились, подсчитали – прослезились».

Те, кто замечал за собой слабость к лишним покупкам, могут установить на банковской карте ежедневный лимит или подключить услугу смс или интернет-банкинга, чтобы держать состояние счета под контролем.

Кроме того, для учета расходов можно установить мобильное приложение, выбрав для себя наиболее подходящее. Например, с помощью Goodbudget (для Android, iOS) пользователь может запланировать бюджет на определенный период времени (сколько денег понадобится на еду, одежду и пр.), а затем по мере расходования средств, вносить траты в смартфон. Приложение само произведет расчеты, представит их в виде иконографики и подсчитает, сколько еще осталось денег на счету и сколько позволительно израсходовать.

Одно из наиболее удобных и несложных приложений для учета финансов, которое могут использовать в работе даже бухгалтера небольших компаний, – Jumsoft Money. Оно предназначено для владельцев смартфонов от Apple.

3. Покупаем в интернет-магазинах

Интернет-магазины приобретают все большую популярность. И не только потому, что покупки можно совершать прямо в домашних тапочках, а и потому, что здесь намного дешевле. Кроме того, существуют сайты, где можно сравнить цены в нескольких интернет-магазинах, почитать отзывы об их работе и выбрать оптимальный для себя вариант.

Конечно, есть риск, что товар нас разочарует, но его возврат часто бесплатный или стоит немного. Кое-кто перед тем, как сделать интернет-покупку, отправляется в магазин, чтобы померить или «потрогать» приглянувшуюся вещь, а потом делает заказ в Интернете.

В интернет-магазинах довольно часто проводятся всевозможные акции и скидки, которые распространяются, например, на старую коллекцию. Различные товары и услуги предоставлены на сайтах бесплатных объявлений, в частности Adiso.ru. Здесь можно купить дешевле новый, но не подошедший кому-то товар, который по какой-то причине не получилось вернуть в магазин.

4. Вспоминаем, где находится ближайший рынок

Мы уже привыкли ходить за покупками в супермаркеты, потому что там чисто, тепло зимой и прохладно летом и можно купить сразу все, что нужно, не опасаясь сутолоки. К тому же в супермаркетах часто проводятся акции вроде «Обвал цен» и др.

Но раз рынки продолжают существовать, значит они кому-то нужны. И действительно, у рынков есть свои преимущества: здесь мы можем «торговаться» и в итоге «выторговать». Особенно уступчивыми торговцы становятся, когда приходит время возвращаться домой, и они спешат кто на автобус, кто на электричку, и хотят быстрее распродать свой товар, а не везти его обратно.

На рынок лучше отправляться в будние дни, потому что в выходные цены взлетают из-за большего количества покупателей – не один, так другой купит.

Выбрав продавца, чьи молочные продукты или овощи нам особенно нравятся, и став «своим» покупателем, мы наверняка получим скидку за постоянство, особенно если будем делать большие закупки. Кроме того, продавцы на рынке имеют обыкновение немного докладывать товар в качестве приятного бонуса за покупку.

5. Обходимся без кредитов и рассрочек

Возможно, где-то жить в кредит – обычное дело, потому что существует система ежемесячных скидок и прочие выгоды. Но ни один банк не выдавал бы кредиты, если бы это не было выгодно в первую очередь именно ему. Мы осознанно платим за вещи большую сумму, чем они того стоят, и за счет этих денег существует банк и банковские работники.

К тому же, подписывая договор с банком, мы редко дочитываем его до конца и вникаем в его суть. Мы думаем о том, что наконец-то стали счастливыми обладателями нужной вещи, и у нас нет желания разбираться в мудреных для неспециалиста фразах, в которых кроются разного рода «подводные камни».

Со временем мы привыкаем к вещи и считаем ее своей, но, пока мы не выплатим всю сумму до копейки, фактически она нам не принадлежит. Мы уже перестаем воспринимать ее как новую, но продолжаем выплачивать скрытые проценты, проценты на проценты и успокаивать себя словами, что весь мир живет в кредит.

Может быть, когда наше финансовое положение было более устойчивым, лишние траты не были столь болезненны. Но сейчас, во время кризиса, их лучше избегать.

6. Бережем здоровье и нервы

«Все болезни – от нервов…», – гласит народная мудрость. С этим соглашаются и врачи, считающие душевные переживания опаснее вирусов. Медицинская статистика свидетельствует, что в период кризиса у людей резко обостряются хронические заболевания. Также они чаще обращаются к врачам по поводу сердечно-сосудистых заболеваний.

Болеть всегда обходится недешево, а во время кризиса вообще влетает в копеечку. Во всяком случае, профилактика болезней обходится намного дешевле, чем их лечение. Поэтому бережем нервы и воспринимаем кризис философски, как нечто преходящее. Гуляем, читаем, не замыкаемся в себе и больше общаемся с друзьями, особенно с теми, кто не склонен к нытью, и не забываем о спорте и любимых занятиях, которые отвлекут нас от мыслей «о конце света». 

© Тимошенко Елена, TimesNet.ru

Интересные статьи



Вы вернете найденный кошелек владельцу?

  • {$ (item.counter * 100 / total)|number:1 $}% / {$ item.name $}
    {$ item.name $}
{$ total $} {$ vote_pluralize(total) $} / все опросы

Комментарии (1)

Только зарегистрированные пользователи могут задавать вопросы и добавлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.