История создания социальной сети «ВКонтакте»

Вконтакте, российская социальная сеть
Вконтакте, российская социальная сеть

На самом ресурсе можно найти информацию о том, что история ВКонтакте началась летом 2006 года, когда после семилетнего перерыва наконец-то встретились бывшие одноклассники Павел Дуров и...

Причем встретились они по чистой случайности. И именно для того, чтобы превратить случайность в закономерность, они решили создать Интернет-ресурс на котором смогли бы найти друг друга все бывшие одноклассники и сокурсники, которых жизнь разбросала не только по разным городам, но и по разным странам.

Сам Павел Дуров начинал с того, что занимался разработкой, созданием и администрированием студенческие веб-проекты – разнообразные форумы, блоги, и сообщества.

На которых аккумулировались материалы к сессиям, собирались и систематизировались экзаменационные ответы и решения. Эти сайты пользовались прямо таки бешеной популярностью в период сессий.

А главной их особенностью была абсолютно некоммерческая направленность, но к лету 2006 года Павел забросил свой проект durov.com, и целиком посвятил себя разработке и продвижению ВКонтакте.

ВКонтакте представляло собой тогда базу данных анкет студентов и выпускников различных высших учебных заведений. Сайт был предназначен для того, чтобы и студенты и выпускники не теряли друг друга их виду, а продолжали общаться и расширять свой круг общения с близкими по духу и интересам собеседниками.

Нет, Павел вовсе не был новатором и первопроходцем в деле виртуального общения. Таких проектов, блогов и форумов в Интернете было и есть предостаточное количество. Новаторство Павла состояло в том, что именно он первым ввел в графе Регистрация такие поля как ФИО, фото, название вуза, факультет, кафедра, годы поступления-выпуска.

До этого не то что бывшие, а и нынешние однокурсники и даже одногруппники могли месяцами общаться в виртуальном пространстве, дружить, даже заводить виртуальные романы, порой не подозревая о том, что они чуть ли не ежедневно видятся в реальной жизни на лекциях, семинарах и сессиях.

Ведь их реальные имена были скрыты за никами, а фотографии за аватарками. Но «воспользоваться» такой «услугой» решились не многие. Ведь первой и самой главной привлекательной чертой Интернета была полная анонимность пользователей.

Вернувшийся из Америки друг Павла, познакомил его с проектом, предназначенным для американских студентов, тогда еще абсолютно неизвестным в России Фейсбуком (Facebook).

Сам Facebook был сделан по образу социальных сетей. В качестве логина для входа использовалась электронная почта, а вместо ников и аватарок были только реальные имена и фотографии.

Но американская модель не годилась для России прежде всего потому, что в Америке регистрация проходила по электронному адресу, который выдавался студенту самим университетом.

Тогда Павел решил создать аналоговую систему, но адаптированную для России. Много времени было потрачено на то, чтобы собрать огромную базу данных, включающую в себя нетолько названия всех вузов страны, но и их факультетов и кафедр.

Было перелопачено море справочников министерства образования, пересмотрено множество сайтов, задействованы как личные связи, так и «друзья друзей соседей», но так как разработчики понимали, что «нельзя объять необъятное», и охватить своим вниманием абсолютно все относительно небольшие и частные вузы страны просто нереально, да к тому же количество их постоянно росло, то была введена возможность самостоятельного добавления названия учебного заведения в базу данных ресурса.

То есть, если пользователь вдруг не находил свою «альма-матер» в готовом списке, он мог быстро исправить эту несправедливость, введя имя родного учебного заведения самостоятельно. Отныне его родной вуз навсегда становился занесенным в базу проекта.

Естественно, не обошлось без накладок и откровенных «пошутилок». Заглянувший на сайт неподготовленный человек был бы просто удивлен количеством вузов, имеющих либо абсолютно одинаковое название, либо отличающееся всего на один или два символа. А количество учащихся и выпускников таких загадочных специальностей, какие готовили «кафедры аццкой жести» и «кафедры аццкого отжига» могло просто поставить в тупик любого, кто раньше не имел дела с российским Интернетом.

Много сил и времени было потрачено и на поиск адекватного названия для проекта. Авторам хотелось, чтобы название было в одно и то же время и оригинальным, и легко запоминающимся, и максимально четко отражало самую его суть.

Самый первый и очевидный вариант – увязать название со студенчеством, был отвергнут по той простой причине, что пора студенчества преходяща. Каждый студент рано или поздно становится выпускником и специалистом.

А сутью проекта была поддержка связей между бывшими однокурсниками, которые бы смогли посредством ресурса оставаться в контакте меду собой и после окончании я вуза.

Именно поэтому название ВКонтакте сразу и пришлось по душе почти всем участникам разработки. Примечательно то, что это название понравилось всем, кроме самого Павла, который, кстати, и был автором «бренда». Ну, да время быстро расставило все на свои места. Название прижилось и бодро шествует по просторам сети.

В сентябре 2006 года у проекта появились первые пользователи. А в октябре уже работали самые основные сервисы сайта. Били запущены – простой и расширенный поиски по базе данных вузов, школ и других учебных заведений. Была введена возможность получать и отправлять личные сообщения, создавать фотоальбомы, появилась возможность помечать фотографии своих друзей.

Затем были добавлены возможности вступления в группы, назначения встреч и заметки. Но попасть ВКонтакт тогда можно было только по приглашению кого-то из участников системы.

Это ограничивало «круг посвященных», и по многочисленным просьбам и требованиям была открыта свободная регистрация на проекте. Это событие вызвало настолько бурный приток желающих вступить «в контакт», что не выдержал сервер. И Павлу пришлось в срочном порядке наращивать мощности.

Но о сайте знало в те времена весьма ограниченное количество людей, и одной из самых основных задач разработчиков было привлечение в проект еще не охваченных вузов.

Имено с этой целью был объявлен розыгрыш Apple iPod nano, Apple iPod video, Apple iPod Shuffle и других призов. Этот розыгрыш вызвал еще один лавинообразный приток зарегистрировавшихся участников. И на сегодняшний день ВКонтакте является самым популярным и посещаемым ресурсом на всей территории СНГ.

Не обошлось и без негатива, к 2009 году ВКонтакте занимал не только первое место по посещаемости, но он также лидировала и по количеству порнографических материалов, спама и откровенного «развода на бабки». Ходили слухи, что именно через ВКонтакте проводится розыск преступников, должников и террористов. На адиминистрацию сайта подавали в суд за незаконное распространение информации и видеопиратство (фильм «Остров»). Также создателей неоднократно обвиняли в банальном плагиате.

Но лавинообразный рост проекта привлекал все большее внимание инвесторов. Павел получал все более и более выгодные предложения о продаже ВКонтакте. Павел всем отказывал, объясняя свое «странное» поведение тем, что этот проект с самого начала не задумывался как коммерческий. Это кажется нелепым, ведь при такой популярности и посещаемости ресурса, любая размещенная на сайте реклама по количеству просмотров могла бы приносить владельцу несколько десятков тысяч долларов ежемесячно.

Нет, полностью без рекламы существовать невозможно, но реклама не служит основной целью проекта, она помогает только его существованию. Как говорит сам Павел, «Я думаю, что концепция бизнеса, которая рассматривает сайт только как средство принесения прибыли, во многом ущербна. Она способна породить посредственный продукт, но никогда не сделает его первоклассным или культовым.

Его создатели не вложат в него тех душевных сил и фанатизма, которые не покупаются за деньги, но которые необходимы. Если искать аналогию, к сайту нужно относиться не как к "инвестиции средств", а как к ребёнку, которого надо развивать и за которым надо присматривать. Поэтому я часто работаю более 14 часов в сутки – время, которое я не посвятил бы никакому бизнес-проекту ни за какие деньги.

Нужно сказать, что среди нас, людей, которые вкладывают интеллектуальные и материальные ресурсы в развитие сайта, есть весьма обеспеченные люди. Но, что забавно, самые лучшие и интересные вещи в жизни нельзя купить за деньги.

Мы занимаемся этим проектом не потому, что нам нужны средства, а потому, что нам это интересно. Что касается денег, их у нас вполне достаточно для жизни, а также для поддержки и развития идеи всероссийского сайта. Поэтому "продавать сайт" мы не собираемся».

© Сергей, TimesNet.ru

Интересные статьи



Возможны ли в России честные выборы?

  • {$ (item.counter * 100 / total)|number:1 $}% / {$ item.name $}
    {$ item.name $}
{$ total $} {$ vote_pluralize(total) $} / все опросы

Комментарии (0)

Только зарегистрированные пользователи могут задавать вопросы и добавлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.