Техника скорочтения Теодора Рузвельта

Скорочтение и развитие памяти
Скорочтение и развитие памяти

Кто-то любит читать, кто-то не очень, но, тем не менее, без чтения современному человеку, который хочет совершенствовать свои знания и развиваться, не обойтись. Какую бы область знаний мы не взяли, для того чтобы стать профессионалом, необходимо перечитать, проанализировать и усвоить множество материала. И на все это требуется немало драгоценного времени.

Казалось бы, о чем тут говорить – ведь читать умеют все. Но оказывается, все читают по-разному, и большая часть людей читает медленно. Конечно, если человек никуда не спешит и читает в свое удовольствие, то как читать – его личное дело. Если же его профессиональная деятельность требует всесторонних знаний и глубокой эрудиции, то ему необходимо овладеть техникой скорочтения.

Что называют скорочтением?

Под скорочтением подразумевают быстрое чтение. Скорость чтения обычного человека составляет примерно 120-180 слов в одну минуту. Овладев специальными методиками быстрого чтения, эту скорость можно увеличить в 3-4 раза, и она составит приблизительно 600 слов в минуту. Конечно, скорость чтения можно увеличить и до 1 000 слов в минуту, но исследования показывают, что в этом случае значительно снижается понимание прочитанного материала и можно говорить, скорее, о его просмотре, а не о чтении. Причем неважно, какая из методик скорочтения при этом будет использоваться.

Любопытно, что первые статьи о преимуществах быстрого чтения появились еще в далеком 1894 г. Они были подкреплены исследованиями врача-офтальмолога из Франции Пьера Живаля. Чем больше распространялось массовое образование, тем больше усиливался интерес к скорочтению. И уже в 1925 г. в одном из университетов штата Нью-Йорк были организованы первые курсы быстрого чтения. В 40-х годах прошлого века были даже сделаны попытки увеличить скорость чтения с помощью различных приборов, в частности тахистоскопа, однако несмотря на то, что скорость чтения действительно увеличивалась, прочитанный материал усваивался плохо.

Техники скорочтения известных людей

Существует немало техник скорочтения. Многие великие люди разрабатывали их самостоятельно. Например, известный французский писатель Оноре де Бальзак так описывал свою технику чтения: «Взгляд охватывал 7-8 строчек сразу, а разум постигал смысл со скоростью, соответствующей скорости глаз. Часто одно-единственное слово позволяло усвоить смысл целой фразы». Существует мнение, что, читая, он выделял главное и отсекал все лишнее. За полчаса Бальзаку удавалось прочитать средний по величине роман.

Так же быстро читал и американский президент Джон Кеннеди, причем до того, как он стал таковым, скорость чтения у него составляла примерно 300 слов в минуту. Однако, став президентом, он увеличил ее в 3 раза. Кроме Джона Кеннеди, техникой скорочтения владели и другие американские президенты, в частности 26-й президент Америки Теодор Рузвельт, которого называли самым читающим мировым лидером. Говорили, что техникой скорочтения он овладевал с невероятным фанатизмом. Благодаря ей читал он запоем: одну книгу он прочитывал перед завтраком и две-три вечером. Причем так же быстро он читал и книги на иностранных языках. Говорят, что одним взглядом он был в состоянии охватить сразу весь абзац, и за одну минуту прочитывал две-три страницы. Причем он прекрасно запоминал прочитанное: помнил детали и приводил цитаты.

Техникой скорочтения владели и Наполеон Бонапарт, о котором писали, что он читает со скоростью две тысячи слов в минуту. В совершенстве владел этой техникой Максим Горький, один из друзей которого вспоминал: «Казалось, он не читал, а просто скользил по страницам взглядом, сверху вниз, по вертикали». Специалисты считают, что некоторые люди могут овладеть техникой скорочтения самостоятельно – интуитивно.

Метод Теодора Рузвельта

Техника быстрого чтения Теодора Рузвельта, разработанная им самостоятельно, была настолько уникальной, что о ней говорят, как о технике скорочтения Теодора Рузвельта. Главные ее принципы следующие:

1. Подавление внутреннего проговаривания текста

Такая привычка у нас вырабатывается в детстве, когда мы учимся читать и произносим каждое слово вслух. Причем некоторые люди, читая, даже шевелят губами, как в детстве. У многих привычка проговаривать читаемый текст так никуда и не исчезает. Мысленное проговаривание слов называют субвокализацией.

Субвокализация существенно замедляет чтение. Его скорость при этом равна скорости обычной речи. Избавиться от мысленного проговаривания каждого слова можно, если отвлечь свое внимание от звукового распознавания слова, переключившись на его распознавание по визуальному образу, то есть нужно отключиться от такого проговаривания и увеличить темп чтения. Если не получается, можно одновременно с чтением мысленно начать считать или произносить про себя гласные «а-е-и-о-у». Это поможет научиться читать глазами, а не ртом и увеличить скорость чтения.

2. Не возвращаться к прочитанному

Немало людей во время чтения имеют привычку заново перечитывать одну и ту же строчку или уже прочитанные слова. Как правило, они делают это неосознанно. Избавиться от такой привычки можно с помощью карандаша, которым нужно легко водить по строчкам, не останавливаясь. Тогда глаза будут следить за карандашом, что не позволит возвращаться к уже прочитанным предложениям. Причем водить карандашом нужно быстрее, нежели вы читаете.

3. Во время чтения нужно охватывать зрением и прочитывать группу слов, а не переходить от одного к другому

Такой навык можно выработать с помощью тренировки периферического зрения. Для этого нужно двумя параллельными линиями разделить страницу на три части с расстоянием между линиями примерно 7 см. При чтении нужно смотреть строго на слова между линиями и стараться периферическим зрением захватить текст за пределами этих линий. Можно воспользоваться газетами или журналами, текс которых состоит из колонок шириной 5 см. Читая такой текст, можно научиться воспринимать его целыми блоками;

4. Более сложный этап – чтение по диагонали

Его суть заключается в том, что первую строчку читают как обычно, при чтении же второй глаза ведут по диагонали с конца первой к началу третьей и т.д. Постепенно интервалы между точками диагонали увеличиваются, например до 5 строк. При этом мысленно проговаривать слова нельзя;

5. Просматривание, или поверхностное чтение

Известно, что любой текст содержит ключевые слова, которые выражают его суть. На них нужно обратить главное внимание, а остальной текст можно бегло просмотреть. На серьезных мыслях и описаниях можно остановиться более подробно, а, например, служебные слова или канцеляризмы – пропустить. Облегчит задачу предварительное ознакомление с оглавлением: это поможет определить, о чем идет речь и позволит лучше ориентироваться в тексте.

В наши дни добиться высокой скорости чтения можно с помощью веб-приложений, в частности Spreeder. Достаточно лишь загрузить в него выбранный текст и самостоятельно задать необходимые количество и скорость появления слов, которые будет показывать программа. Такая программа поможет избавиться от привычки проговаривать слова, возвращаться к прочитанному и тренирует мозг воспринимать одновременно несколько слов.

Конечно же, эти методы подходят тем, кому нужно быстро прочитать и переработать горы литературы. Но бывают и любимые книги, чтение которых доставляет эстетическое наслаждение. И в этом случае важен не только смысл, но и стилистика текста. Такие книги невозможно читать быстро – их читают вдумчиво, наслаждаясь художественной выразительностью, построением предложений и лексикой.

© Тимошенко Елена, TimesNet.ru

Интересные статьи



Много ли стресса вы испытываете на работе?

  • {$ (item.counter * 100 / total)|number:1 $}% / {$ item.name $}
    {$ item.name $}
{$ total $} {$ vote_pluralize(total) $} / все опросы

Комментарии (0)

Только зарегистрированные пользователи могут задавать вопросы и добавлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.