5 советов, как стать более пунктуальным

Развивайте в себе такое качество, как пунктуальность
Развивайте в себе такое качество, как пунктуальность

«Точность – вежливость королей…». Эти слова приписывают королю Франции Людовику XVIII. Правда, в них вкладывают разный смысл, но наиболее вероятен следующий: король не мог иным образом проявить свою вежливость, кроме как будучи точным и пунктуальным. Ведь он – самая «высокая» персона в государстве, поэтому никому не кланяется, не встает, когда кто-то входит в покои, – ему самому все оказывают знаки внимания, почтения и вежливости. Пунктуальность для него – это способ выразить свои любезность и почтение.

Пунктуальность – одна из непременных заповедей этикета, представляющего собой свод правил о том, как следует вести себя в присутствии других людей. Считается, что классические правила этикета сформировались во Франции, да и само слово «этикет» (от слова «этикетка»), означающее «манера поведения», – французского происхождения. На приемах французского короля Людовика XIV гостям раздавали карточки с предписаниями, как гости должны и не должны себя вести.

Однако общие принципы поведения, к примеру, во время дипломатических церемоний, уже существовали в древних Египте, Риме, Греции, Индии, Китае. В России правила поведения в общественных местах впервые были изложены в «Домострое».

Существует несколько видов этикета: дипломатический, государственный, гражданский, деловой и т. д. Но в любом из них пунктуальность – на главном месте.

Пунктуальность делового человека

День делового человека расписан по минутам, поэтому опаздывать на деловую встречу и заставлять себя ждать недопустимо.

«Время – деньги», – писал американский политический деятель Бенджамин Франклин в «Советах молодому купцу». Смысл этой фразы в том, что тот, кто потерял время – потерял деньги, которые можно было бы заработать за это время. Потратил его с толком – значит сберег деньги.

Этим принципом руководствуются современные бизнесмены, которые воспринимают людей, не ценящих чужое время, как неорганизованных, необязательных, – людей, которым нельзя верить и на которых нельзя положиться. Те, кто опаздывает на деловые встречи, лишаются клиентов, контрактов, заказчиков и утрачивают репутацию надежного партнера.

Правила делового этикета в разных странах существенно отличаются. Что касается пунктуальности, то, например, в Японии и Китае, где пунктуальность – символ добродетели, опоздание не допускается вообще и приравнивается к оскорблению.

Не допускается опоздание на деловую встречу и в Германии, Швеции, Великобритании – здесь очень ценят пунктуальных людей. В других западных странах время, на которое можно позволить себе опоздать, ограничивается 15-ю минутами.

Психолог из Америки Эдвард Холл назвал опоздание на 5 минут незначительным, на 15 – допустимым, когда опоздавшему позволено извиниться, опоздание на 20-30 минут – вызывающим у ожидающих чувство легкой обиды, на 40 – грубым и более 40 минут – оскорбительным.

Свободно обращаются с пунктуальностью в Латинской Америке, Испании, в странах, исповедующих ислам. Здесь люди не торопятся, и опоздание в 40 минут считается незначительным.

Почему люди опаздывают?

Фантазия опоздавших, придумывающих уважительную причину, которая могла бы их оправдать, порой безгранична: тут и заболевший ребенок, и острая зубная боль, и авария, случившаяся по дороге на работу, и сломавшийся дверной замок.

Но причина, как правило, одна: проспали и не успели собраться из-за очередного форс-мажора: ребенок не помнит, куда закинул школьный рюкзак, муж – ключи от машины, а у нас самих сломался замок на куртке. На следующий день что-нибудь новенькое, но «из той же оперы». И все это из-за неумения организоваться. Перевоспитать таких людей вряд ли получится: они опаздывали, опаздывают и будут опаздывать. Правда, вряд ли они могут рассчитывать на серьезное к себе отношение и карьерный рост.

Нередко люди опаздывают на работу, деловую или личную встречу из-за отсутствия должной мотивации или интереса к ожидающему их предмету. Легко опоздать туда, где не ждет ничего нового, любопытного или многообещающего. Легко опоздать на нежеланную встречу, которой мы внутренне сопротивляемся и всячески пытаемся оттянуть неприятный момент.

Но вряд ли кто по доброй воле опоздает на собеседование, сулящее работу мечты, или встречу с человеком всей жизни.

Любопытно, что некоторые любители опаздывать делают это неосознанно: погоня за временем вызывает у них выброс адреналина. Для них такие гонки наперегонки со временем – своего рода вид спорта.

Есть еще одна категория непунктуальных людей, которые опаздывают сознательно. Для них опоздание служит способом самоутверждения, особенно если они знают, что тот, кто их ждет, заинтересован во встрече и в любом случае дождется.

Такое опоздание – признак дурного тона, потому что опаздывающий таким образом старается навязать ожидающим собственные правила игры, хочет показать свое превосходство и пренебрежение к чужому мнению. Психологи называют опоздание без уважительной причины в числе приемов манипуляции людьми.

Хочу стать пунктуальным…

Люди, верящие в астрологию, думают, что пунктуальность зависит от знака зодиака, под которым они родились. По мнению астрологов, к опозданиям склонны Близнецы, Весы, Рыбы, а пунктуальностью отличаются Козероги, Стрельцы, Девы, Овны.

Некоторые считают, что пунктуальность – врожденная черта характера: она предается с генами, как цвет глаз, волос и т. д.

Но правы те, кто утверждает, что пунктуальность – черта характера, зависящая от воспитания. У неорганизованных и вечно опаздывающих к назначенному времени родителей вряд ли дети будут другими.

Присмотримся к себе – может, мы тоже непунктуальны? Может, наши друзья и коллеги просто не решаются прямо сказать, что их напрягают наши опоздания? Ведь таким образом мы показываем, что свое время ценим больше, чем их. И если ответ будет положительный, то постараемся исправить ситуацию.

1. Изучаем основы тайм-менеджмента – науки управления временем

Правила тайм-менеджента распространяются не только на трудовую деятельность, но и на личную жизнь.

Люди, управляющие своим временем, всегда имеют четкий план действий, поэтому быстрее остальных добиваются поставленных целей и меньше остальных подвержены стрессам. Люди неорганизованные производят впечатление вечно занятых, они суетятся, не имеют ни минутки свободной, но при этом мало что успевают и постоянно опаздывают.

«Каждая минута, потраченная на организацию своей деятельности, экономит вам целый час», – писал Бенджамин Франклин.

2. Помним закон Мерфи

Чтобы не опаздывать, нужно все делать вовремя. Тайм-менеджеры советуют прибавлять ко времени, которое планируется затратить на выполнение какой-то задачи, лишние 25%.

Когда-то инженер Мерфи заметил, что если какая-та неприятность может произойти, то она обязательно произойдет. Из этой фразы вывели несколько следствий, одно из которых: «Если какие-то препятствия или помехи могут возникнуть, то они обязательно возникнут. Поэтому любое дело займет больше времени, чем мы думаем». Тому, кто склонен опаздывать, стоит перевести стрелки часов немного вперед.

3. Кладем вещи на место

Неожиданные препятствия или помехи могут иметь вид внезапно потерявшихся ключей, очков, документов, билетов, кошелька, зарядки и прочих мелочей, без которых невозможно обойтись и выйти из дому.

Мы распланировали день, рано встали, оставили полчаса «про запас», но теперь хорошенько опаздываем из-за своей рассеянности и небрежности. Поэтому не ленимся разносить все вещи после того, как мы ими попользовались, по их постоянному «месту проживания», чтобы в дальнейшем точно знать, где их взять.

4. Не отвлекаемся на посторонние дела

«Увы, не время проходит, проходим мы», – писал французский поэт-лирик Пьер де Ронсар.

Но мы этого не замечаем – что значат какие-то 5, 10 или 15 минут. Поговорили по телефону, заглянули в почту, закинули фото в Instagram, почитали комментарии на Facebook, посмотрели любимого блогера на YouTube, вступили в дискуссию – о, ужас! Прошло полтора часа, и теперь нужно срочно корректировать планы, переносить или откладывать встречи. И если так изо дня в день, то ни о какой пунктуальности, обязательности и достижении целей не может быть и речи.

5. Вспоминаем о мотивации

«Измени свои привычки – и изменится твоя жизнь», – учит предприниматель, инвестор и писатель Роберт Кийосаки.

На пунктуальность влияет и наличие мотивации. Простой пример: очень болит зуб, врач начинает прием в 9 утра. Мы не только не опоздаем, а даже прибежим раньше в надежде, что и врач придет раньше. У нас есть мотивация.

Часто люди опаздывают потому, что не видят интереса в деле, встрече или работе. Стоит спросить себя: «Зачем мне это нужно?», «Что я получу в итоге?». «Мне это нужно, потому что я приятно проведу время, но если опоздаю, мой друг обидится и уйдет», «В итоге я закончу курсы французского и смогу объясняться с приятелем без посредников» и пр.

© Тимошенко Елена, TimesNet.ru

Интересные статьи



Можно ли заработать большие деньги честным трудом?

  • {$ (item.counter * 100 / total)|number:1 $}% / {$ item.name $}
    {$ item.name $}
{$ total $} {$ vote_pluralize(total) $} / все опросы

Комментарии (0)

Только зарегистрированные пользователи могут задавать вопросы и добавлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.