Пирамида потребностей Абрахама Маслоу и её применение в жизни

Теория мотивации Абрахама Маслоу
Теория мотивации Абрахама Маслоу

Абрахам Маслоу – известный американский психолог, уроженец Бруклина. Его родители – Роза и Самуил Масловы – в начале прошлого века эмигрировали из России в Америку. Они были очень разными: отец –любитель женщин, выпивок и драк, а мать – очень строга и религиозна.

Сложности их характеров сказались и на воспитании Абрахама – первого из их семерых детей. Отец считал мальчика некрасивым и недостаточно сообразительным, о чем ему постоянно напоминал. Мать же за малейшую провинность пугала карой Всевышнего, результатом чего стало неприятие Абрахамом религии вообще. (Со временем он смог простить отца, но так и не простил мать.)

К семейным сложностям добавилась еще одна: еврейская семья переехала в нееврейский район, и Абрахам с его типичной для сынов Израилевых внешностью чувствовал себя там чужаком. А уверенность в своей непривлекательности довела его до того, что порой он пропускал несколько вагонов метро, дожидаясь пустого, потому что ему казалось, что пассажиры будут смотреть на него с сожалением или отвращением.

Когда он, став психологом, будет вспоминать свое детство, то скажет, что ему самому непонятно, каким образом он смог избежать какого-либо психического заболевания или серьезных психологических комплексов. Наверно, ему помогли книги, ставшие для него друзьями, и много времени он проводил в их обществе, в читальном зале библиотеки.

Закончив школу одним из лучших, он поступил в юридический колледж, но быстро понял, что юриспруденция –это совсем не то, чем бы он хотел заниматься. Делом его жизни стала психология – «наука о душе». Ее он изучал в Висконсинском университете в Мадисоне, получив звание бакалавра, магистра, а затем и доктора психологии.

В это же время он сделал предложение девушке, в которую был давно влюблен, но из-за боязни получить отказ не признавался в этом. Он был счастлив, получив согласие. И эти два события – женитьба и профессиональный успех – стали ключевыми в его жизни. Он скажет потом: «…по сути, жизнь началась для меня лишь тогда, когда я переехал в Висконсин и у меня появилась своя семья».

Вместе с женой Абрахам Маслоу вернулся в Нью-Йорк, который в 30-е годы прошлого века стал центром мировой психологии. Сюда из Западной Европы, спасаясь от нацизма, перебрались многие ученые с мировым именем, в том числе и психологи. Некоторые из них стали друзьями и учителями Маслоу – теперь уже профессора Бруклинского колледжа.

Благодаря дружбе с двумя из них, Максом Вертгеймером и Рут Бенедикт, он создал теорию самоактуализации. По его словам, ему было мало любить этих людей и восхищаться ими. Ему хотелось понять, почему они совершенно отличаются от остальных людей.

Любопытно, что студенты обожали Маслоу, но американские психологи долго не признавали его идей, коллеги избегали, а научные издания не спешили публиковать его работы. Очевидно, что студенты оказались более прозорливыми, так как в 1967 г. Абрахама Маслоу, к тому времени возглавляющему кафедру психологии Брандейского университета, выбрали главой American Psychological Association.

В 1970 г. у Маслоу случился сердечный приступ, от которого он умер.

«Я выступаю против всего того, что закрывает перед человеком двери и отрезает возможности»

Абрахам Маслоу – один из основателей гуманистической психологии, где человек рассматривается не как «постоянная величина» с присущими ему от рождения чертами характера, а личность, которая может развиваться, совершенствоваться, творить себя и полностью раскрыть заложенные в ней природой возможности. «Чтобы жить в гармонии с самими собой, нужно оставаться верными своей природе, стараться быть теми, кем предназначено быть», – писал А. Маслоу. Развить же свои способности могут все, а не только творчески одаренные люди.

Один из принципов гуманистической психологии подразумевает, что все люди от рождения добры, а злыми и агрессивными по отношению к другим их делают внешние обстоятельства. Изучая человеческую психику, нужно ориентироваться на полноценную личность, реализовавшую себя, а не на людей с отклонениями в психике, считал Маслоу.

Пирамида потребностей Маслоу – что это?

В 1943 г. в научном издании Psychological Review Маслоу представил главные человеческие потребности в виде нескольких уровней – от более простых к более сложным. К удовлетворению потребности, находящейся уровнем выше, можно перейти только после того, как будет удовлетворена та, что находится уровнем ниже.

Более подробно на характеристике этих потребностей Маслоу остановился в книге «Мотивация и личность» (1954 г.). А в виде схемы иерархия потребностей была представлена в 1975 г. в учебном пособии У. Столпа через 5 лет после смерти Маслоу.

Иерархия потребностей Маслоу состояла из пяти уровней. Первый, нижний, связан с удовлетворением физиологических потребностей; уровень над ним – с удовлетворением потребности в безопасности; следующий, располагающийся еще выше, – с удовлетворением социальных потребностей. Над ним находится уровень, где заключена потребность в признании и самоуважении; и на самом верху – духовные потребности, среди которых– стремление к самоактуализации, как можно более полному развитию своих возможностей.

Маслоу писал, что если человеку не хватает хлеба, то есть еды, то для счастья ему будет достаточно только хлеба. Но когда он удовлетворит свою потребность в еде, то у него появятся другие потребности – «не хлебом единым жив человек». «Когда и они удовлетворяются, еще более высокие потребности выходят на сцену, и так далее», – писал Маслоу. То есть удовлетворение высших потребностей возможно, лишь когда будут удовлетворены более простые.

Все эти потребности, считал он, присущи людям от рождения.

Маслоу говорил именно об иерархии потребностей, а название «пирамида потребностей Маслоу» она получила позже. Кроме того, позже она была дополнена еще двумя уровнями. Итак:

  • под физиологическими потребностями подразумевается все то, что нужно человеку для того, чтобы выжить, – еда, вода, отдых, секс;
  • под потребностью в безопасности – отсутствие угрозы для жизни, уверенность в защите;
  • под социальными потребностями – общение, привязанность к кому-то, поддержка и забота о ком-то и получение ответных поддержки и заботы;
  • под потребностью в необходимости ощущать свою значимость – самоуважение и признание себя другими людьми;
  • под духовными потребностями – стремление к развитию.

И два новых уровня – это эстетические потребности (стремление к прекрасному) и познавательные (жажда новых знаний, открытий, исследований).

Маслоу не считал уровни человеческих потребностей строго фиксированными и говорил, что нередко случается так, что, например, потребность в самоактуализации у кого-то оказывается сильнее, чем в любви. Или человек, полностью удовлетворивший физиологические потребности и потребности в безопасности, не стремится перейти на более высокий уровень духовного развития. Довольно часто бывает и так, что высокоразвитая творческая личность испытывает значительные материальные трудности, что не мешает ей самосовершенствоваться.

Однако такое смещение приоритетов в уровнях Маслоу называет нарушением нормального развития, вызванным неврозом либо неблагоприятными внешними обстоятельствами. По мнению Маслоу, идеальное общество – это общество людей сытых и уверенных в своей безопасности, которые, удовлетворив базовые потребности, могут заняться самоактуализацией.

После ознакомления с пирамидой Маслоу возникает любопытная мысль: а не намеренно ли власть имущие удерживают людей на более низких уровнях потребностей, искусственно создавая дефицит продуктов, запугивая негативными новостями, чтобы они не имели возможности задуматься «о высоком»? Людей с высоким духовным потенциалом невозможно держать в повиновении, и они станут прямой угрозой тем, кто облечен властью и уютно пристроился возле «кормушки».

Критика пирамиды Маслоу

Многие современные психологи подвергают пирамиду Маслоу критике за то, что благодаря ей делаются неверные обобщения, а значит, она неприменима на практике. Некоторые люди, считают они, смогли добиться в жизни больших успехов именно потому, что не были удовлетворены их базовые потребности. Например, известно немало случаев, когда толчком к саморазвитию послужила безответная любовь. Опять же, человек одинокий, не признанный обществом, вполне может быть самодостаточной личностью.

Одним людям, чтобы удовлетворить свою потребность в признании, достаточно заслужить любовь и уважение своих друзей и близких, другим же для этого нужно завоевать полмира. К тому же, говорят психологи, человек никогда не сможет удовлетворить все свои потребности полностью – ему постоянно будет нужно что-то еще. И тем более, по мнению критиков, невозможно применить пирамиду Маслоу в маркетинге, бизнесе или рекламе.

Сам же Маслоу говорил, что не ставил целью создать методическое пособие – его работа носит, скорее, философский характер, где он стремился объяснить мотивы человеческих поступков. И предназначение созданной им иерархии человеческих потребностей в том, чтобы люди научились удовлетворять свои желания в соответствии с потребностями, в противном случае их ждет жизненное разочарование.

Практическое применение

И все же, несмотря на критику, теория Маслоу таки применяется на практике. Например, ее используют в системе управления персоналом при выстраивании способов мотивации сотрудников, при долгосрочном планировании для составления прогнозов о будущих потребностях в различных товарах и услугах.

В книге Джона Шелдрейка «Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации», где собраны труды теоретиков и практиков, «отцов» менеджмента, в главе 14 «Абрахам Маслоу и иерархия потребностей» речь идет о том, что деятельность компаний зависит от состояния рынка потребностей. Например, при экономическом кризисе человеческие потребности снижаются и преимущественно сводятся к физиологическим, находящимся на нижней ступени пирамиды, которые актуальны в любые времена. Причем спрос на медицинские услуги будет всегда, в то время как в условиях кризиса интерес к модным тенденциям падает.

Поэтому при стратегическом планировании важно наблюдать за рынком потребностей и настраиваться на обслуживание той из них, которая развивается. И наоборот, если необходимость в той иной потребности снижается, нужно вовремя уйти с данного рынка. Таким образом, сказать, что пирамида Маслоу совершенно неприменима в маркетинге, нельзя. Однако автор вышеупомянутой книги предостерегает, что для анализа работы крупных компаний и организаций она не подходит.

© Тимошенко Елена, TimesNet.ru

Интересные статьи



Каким будет курс доллара к концу года?

  • {$ (item.counter * 100 / total)|number:1 $}% / {$ item.name $}
    {$ item.name $}
{$ total $} {$ vote_pluralize(total) $} / все опросы

Комментарии (0)

Только зарегистрированные пользователи могут задавать вопросы и добавлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.