Чем коммуникабельный человек отличается от общительного

Коммуникабельность vs общительность
Коммуникабельность vs общительность

Есть люди общительные, менее общительные, замкнутые. У общительных, как правило, много друзей, приятелей и знакомых, чего не сказать о молчунах. Общительные легко знакомятся с новыми людьми, они уверенно чувствуют себя в любой незнакомой компании и не мучаются вопросами: «Что обо мне подумают, если я заговорю первым?» или «Вдруг кому-то будет неинтересен мой рассказ?».

Излишне общительные люди даже не задумываются, что порой их выслушивают из вежливости или потому, что не умеют отказывать. Для них не важно, кто их слушает, главное – выговориться самим, поэтому иногда они бывают довольно навязчивы. И тогда словесный поток, который льется из них, в сердцах называют «диареей мыслей». Кто-то верно заметил, что излишняя общительность точно так же, как и замкнутость, может стать причиной одиночества.

А немецкий философ Артур Шопенгауэр пришел к заключению, что «общительными людей делает их неспособность переносить одиночество, то есть самих себя».

Коммуникабельность (от лат. communication – связь, контакт) несколько отличается от общительности. И в первую очередь тем, что коммуникабельному человеку не все равно, как его воспринимают собеседники. Его мнение непредубежденно, он толерантно относится к высказыванием других людей, уважает их, не пытается давить своим авторитетом, если с ним не согласны. Он наблюдателен: если тема беседы кого-то не устраивает, он деликатно переводит разговор в другую плоскость. Ведь, как говорил Нейах – автор многих афоризмов, – «если люди начнут называть все вещи своими именами, то они скоро перестанут общаться совсем».

После разговора с коммуникабельным человеком у собеседников остается приятное «послевкусие», ведь беседа идет на равных, даже если вторая сторона менее образована или компетентна в данном вопросе.

Речь коммуникабельного человека красива и правильна, в то время как человек общительный может говорить, что и как ему вздумается, картавить, употреблять слова-паразиты и ненормативную лексику, мало заботясь об ушах собеседников.

Таким образом, коммуникабельность – это умение общаться. Быть коммуникабельным – обязательное требование, выдвигаемое работодателями уважающих себя компаний при приеме новых сотрудников на должности, связанные с работой с людьми или с работой в команде, потому что коммуникабельные люди неконфликтны, легко и быстро заводят деловые и дружеские связи. Они пользуются авторитетом в коллективе и становятся лидерами.

Как проверить, коммуникабельны ли мы

Это легко. Достаточно лишь честно ответить себе на несколько вопросов.

  1. Заставляет ли нас нервничать приглашение на деловую встречу, где будет много незнакомых людей?
  2. Расстраивает ли нас поручение выступить с лекцией перед большой аудиторией?
  3. В коллективе произошел конфликт, и начальство поручило нам разобраться с обеими его сторонами. Пугает ли нас такая просьба? Боимся ли мы откровенно принять чью-то сторону и испортить отношения со второй, а то и с обеими сразу?
  4. Будем ли мы отстаивать собственную позицию, если убеждены в своей правоте, или предпочтем промолчать?
  5. Чувствуем ли мы дискомфорт, когда к нам на улице обращается незнакомец, даже если он всего лишь интересуется, «как пройти в библиотеку»?
  6. Возникает ли у нас желание перейти на другую сторону улицы, остаться незамеченным при виде знакомого, даже если он не сделал нам ничего плохого?
  7. Положительные ответы на эти вопросы покажут, что коммуникабельность – это не про нас.

Как стать коммуникабельным человеком?

Споры о том, врожденное или приобретенное это свойство характера, не прекращаются и сейчас. Одни утверждают, что коммуникабельным нужно родиться, и коммуникабельность передается с генами. Другие же считают, что это такая же черта характера, как вежливость, и ее можно воспитать, развить.

Любопытно, что довольно часто в одной семье, у одних и тех же родителей, можно видеть ребенка-экстраверта и ребенка-интроверта, коммуникабельного и некоммуникабельного. Психологи считают, среди экстравертов коммуникабельные люди встречаются чаще, чем среди интровертов. Ну и, конечно же, у коммуникабельных родителей, в силу их поведения и образа жизни, больше шансов, что и дети их будут отличаться коммуникабельностью.

И все же коммуникативными навыками, как и любыми другими можно овладеть. Было бы желание.

1. Учимся не избегать общения

Невозможно чему-то научиться заочно, без подкрепления теории практикой, поэтому не избегаем разговоров, как обычно, а стараемся их поддерживать.

Пусть даже это будет неприятная соседка, бывший одноклассник, к которому мы никогда не испытывали особых симпатий, или надоевшая коллега, с которой мы не горим желания встречаться лишний раз. На ком, как не на них, можно потренироваться в терпимости, толерантности и красноречии. Тем более что совсем не обязательно вступать в пространные беседы. «Дежурные» темы – нейтральные: погода, домашние питомцы, городские новости и даже слухи. Говорить нужно о том, что людям близко и понятно, что они могут с нами легко обсудить, что не заставляет их напрягаться и прилагать усилия. Вопросы о личной жизни – табу. Чем чаще мы будем общаться с людьми, тем легче и естественнее это будет происходить.

2. Будем активным слушателем

Быть коммуникабельным – это не значит тараторить без умолку, не давая собеседнику высказать свое мнение. Недаром говорят, что слово – серебро, а молчание – золото. Говорить красиво – это искусство, но уметь молчать – искусство не меньшее.

Коммуникабельный человек молчит, когда другой говорит, и этим показывает свое уважение к собеседнику. Он дождется, когда человек выскажется, и лишь потом начнет говорить сам.

Но ведь как бывает чаще всего? Не дав договорить, мы тут же выступаем со своими комментариями и единственно «правильным» мнением. В результате такой беседы расходимся, испытывая обоюдное неудовольствие и желание поменьше общаться в дальнейшем. Причем мало дослушать человека до конца – перед тем как ему ответить, нужно выдержать 3-5 секундную паузу, ведь, возможно, он еще не закончил говорить, а просто переводит дыхание.

Кроме того, мы проявим себя как внимательный и активный слушатель, если время от времени будем утвердительно кивать головой, демонстрируя таким образом, что мы не улетели в мыслях в заоблачные дали, а все во внимании. Собеседник должен чувствовать, что он уважаем, а его рассказ нам важен и интересен.

Не нужно отвечать кратко и однозначно. После того, как собеседник выскажется, реагируем на его слова фразами вроде: «Представляю, каково тебе было…», «Наверно, тебе пришлось очень переживать…», «Жаль, что так случилось…», «Я рад, что все обошлось…» т. п. Они покажут, что мы искренне сопереживаем человеку и заинтересованы в нем, в его мыслях и чувствах.

Если мы будем внимательно слушать других людей, они скажут о нас, что мы человек, «приятный во всех отношениях». Они будут хотеть находиться рядом с нами, потому что в нашем обществе им будет комфортно. Ведь, давая возможность другим людям высказаться, мы помогаем им почувствовать свою значимость, растет их самооценка. Выслушивая других, мы завоевываем их доверие. И чем лучше мы умеем слушать, тем больше нам доверяют.

Активное слушание приносит еще одну пользу: оно воспитывает дисциплинированность, ведь удержать свое внимание, сфокусироваться на словах собеседника, не давать своим мыслях блуждать где-то далеко, непросто. Поэтому чем больше мы будем работать над своим вниманием к словам другого человека, тем более дисциплинированными станем. Обучаясь искусству слушать, мы фактически развиваем свою личность.

3. Будем оптимистичны, остроумны и изобретательны

На душе скребут кошки, все валится из рук, но кому это интересно? Люди подсознательно начинают избегать тех, кто все время ноет и жалуется. Можно выслушать и помочь советом один, два, три раза – не больше. Кому же понравится долго играть роль мусорного бака, в который сливается весь негатив? К тому же пессимизм заразен, поэтому неудивительно, что хронических пессимистов со временем начинают избегать даже их друзья. Люди тянутся к оптимистам, к тем, от кого исходят позитив, жизненных силжизненная сила и уверенность.

То же самое можно сказать и о скучных людях, в обществе которых и мухи впадают в спячку. Кто-то сказал, что скучный человек – этот тот, кто обладает даром речи, но не имеет способностей к разговору. Эти способности развить совсем несложно – было бы желание стать интересным собеседником. К тому же наука о красноречии – умении говорить красиво и заинтересовать других своей речью, довольно увлекательна.

4. Чаще обращаемся к собеседнику по имени

Людям нравится, когда к ним обращаются по имени, это располагает их к себе. Поэтому стараемся запоминать имена новых знакомых. И если вдруг чье-то мы не расслышали или забыли, то лучше деликатно переспросить еще раз, чем не обращаться никак. Например: «Простите, я так увлеклась нашей беседой, что запамятовала, как вас зовут» или «Напомните, пожалуйста, ваше имя – совсем вылетело из головы». Если есть возможность, можно попросить напомнить имя кого-то другого.

5. Будем искренни и естественны

Поддерживаем разговор, задаем вопросы, интересуемся, обсуждаем – но если нам действительно интересно. Поддельный интерес слишком заметен, и это лишь оттолкнет человека от нас.

Однако писатель Роберт Стивенсон, автор «Острова сокровищ», говорил, что «мир скучен для скучных людей». Из чего следует, что интересный человек испытывает искренний интерес ко всем людям и едва ли не с любым найдет тему для разговора, занимательную для обоих.

Мы подготовили специально для вас интересный тест, при помощи которого можно определить, насколько хорошо вы умеете общаться.

© Тимошенко Елена, TimesNet.ru

Интересные статьи



Вы хоть раз давали взятку?

  • {$ (item.counter * 100 / total)|number:1 $}% / {$ item.name $}
    {$ item.name $}
{$ total $} {$ vote_pluralize(total) $} / все опросы

Комментарии (0)

Только зарегистрированные пользователи могут задавать вопросы и добавлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.