Особенности российского анимационного бизнеса

Анимационный бизнес
Анимационный бизнес

Традиции советской анимации имеют глубочайшие корни. Однако российский рынок анимации пока не устоялся. Множество профессиональных аниматоров вынуждены искать заработок – от рекламных роликов до «взрослых» мультиков и мобильной анимации.

Игорь Ганжа стал одним из владельцев студии Antimult Msk в 2008-ом году. Он смог выкупить у одного из прежних совладельцев и влиться в проект, годовой оборот которого составляет примерно полтора миллиона долларов. Он собирается охватывать новые области сбыта своего товара, одной из которых является создание мультфильмов под заказ телеканалов.

Antimult Msk активно работает со средствами массовой информации. Студия работала с журналом «Индустрия рекламы», а также интернет-порталом Mail.ru и многими другими.

В настоящее время все игроки на рынке российской анимации ищут пути заработка. Некоторым везет, а продюссировать масштабные проекты становится выгоднее. К примеру, мультфильм «Илья Муромец и Соловей Разбойник» смогла собрать в прокате целых 9 млн. долларов. Для России это прекрасный показатель.

Если подумать, то именно на рекламе в настоящее время делаются основные деньги в анимационной среде. Многие анимационные студии России в своих портфолио имеют подобные ролики. К примеру, по мнению Александра Тимофеева, гендиректора «Тунгуру», студии анимации – реклама это наиболее прибыльная точка приложения сил для начинающей студии. Помимо этого «Тунгуру» занималась выпуском музыкальных клипов, а также участие в рекламе.

Разумеется, все бы не плохо, если бы не видеоспоты – главные конкуренты анимации на рынке рекламы по ТВ. В конце концов, анимация это ручной труд, который стоит гораздо дороже простых видеороликов. И это тоже накладывает свои сложности в этом вопросе.

Дешевый видеоролик может обойтись в 5 тысяч долларов, тогда как каждая секунда анимации стоит не менее четырехсот долларов, что делает подобный труд намного дороже. Дешевые мультики тоже есть – минимум здесь 50 долларов в секунде или 15 секунд выйдет за 750 долларов. При этом конечный результат будет более чем скромный – никакой детальности, проработки, даже фона.

Однако зарабатывать подобным образом студия может только, если рекламный бизнес встанет на поток, будут постоянные заказы и аниматоры всегда заняты делом. Небольшая студия может делать до трех анимационных роликов в месяц. Это позволяет говорить об обороте до 50 000 евро. Однако клиент не любит заказывать анимационную рекламу, поскольку стереотипно считается, что она несерьезна. При этом подобный стереотип охватывает весь мир – увы, это так. Поэтому в условиях малой востребованности приходится выдерживать жесткую конкуренцию.

Конечно, студии могут выжить и за счет парочки крупных клиентов. Достаточно вступить в отношения с такими компаниями, которые уделяют анимации в своей рекламе достойное место, и можно жить. Впрочем, это тоже риск. Узкий круг заказов не дает стабильности и может в любой момент рухнуть. А вырваться из него можно только добившись признания на ТВ.

Мультфильмы всегда были частью телевидения в той или иной степени. А в настоящее время ориентируются в основном на взрослое поколение. В этой сфере прекрасно зарекомендовали себя компании «Антимульт» и «Тунгуру». А родоначальницей всего этого стала как именно Катя Пушкарёва из сериала «Не родись красивой».

После показа знаменитого сериала, анимационная студия «Тунгуру» взялась за создание анимационной версии-пародии на сериал. Первоначальной идеей была поддержка телевизионного сериала, однако вскоре стало ясно, что он стал не менее популярным и зажил собственной жизнью. Были выпущенные новые серии и в планах компании дальнейшее развитие этого сериала, что дает возможность с оптимизмом смотреть в будущее.

Кроме него в планах студии выпустить анимационный сериал для категории людей «16+» и других. Телеканалы еще не раскусили настоящего потенциала подобной анимации, поэтому проявляют значительную осторожность в разного рода проектах. И здесь цена во многом играет роль, поскольку приличный мультик стоит около 200-300 тысяч долларов, а это намного дороже, чем делать сериал.

Анимационной среде выделяется совсем не много эфирного времени 5-10 минут. Поэтому только канал 2х2 занимается активной скупкой анимационного контента у аниматоров России. Однако выкупать права на контент или вкладывать значительные средства в поддержание студий анимации канал пока не готов, поскольку все тот же вопрос цены стоит очень остро.

Есть и иной источник заработка. К примеру, когда в 2007-ом году только рождалась студия анимации «Перцемолка», она предложила свой труд «Пятому каналу». С точки зрения экономической выгоды здесь опять встал вопрос цены, поскольку канал мог скупать контент только по себестоимости. Все плохо? Однако есть люди, считающие что еще не все потеряно для российской анимации.

И выход здесь в неэфирном ТВ. Это и рождает спрос на подобную продукцию у потенциальных заказчиков. Считается, что анимация в будущем получит значительный рывок вперед за счет развития в Интернете, Мобильном ТВ и так далее. Действуя в обход ТВ эфирного, можно найти своего целевого потребителя, а это значит постоянные заказы для студий и возможности роста и развития. Существуют каналы, которые работают по сетям мобильной связи, а это тоже рынок сбыта.

Однако, процент анимации на любом телеканале все равно пока незначителен, что позволяет сделать вывод – анимация всего лишь небольшая часть мобильных каналов и контента.

В настоящее время российская анимация продолжает свое развитие. Появляются все новые варианты заработка, что позволяет с оптимизмом смотреть в будущее. Хотя о многих вариантах приходится говорить лишь с поправкой на будущее время, как потенциальную возможность приложения сил и рынка сбыта. Но, тем не менее, хотелось бы надеяться, что все еще наладится и российская анимация займет достойное место на экранах телевизионных и компьютерных.

© Сергей, TimesNet.ru

Интересные статьи



Нужна ли в России смертная казнь?

  • {$ (item.counter * 100 / total)|number:1 $}% / {$ item.name $}
    {$ item.name $}
{$ total $} {$ vote_pluralize(total) $} / все опросы

Комментарии (0)

Только зарегистрированные пользователи могут задавать вопросы и добавлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.