Как самостоятельно написать бизнес-план

Как написать бизнес план
Как написать бизнес план

До последнего времени составление бизнес-плана считалось чем–то вроде эксклюзивного знания и искусства «для избранных». И владели им только специалисты из консалтинговых компаний. Справедливо будет заметить, что в формировании подобного стереотипа не последнюю роль сыграли западные коллеги.

Мы, мол, знаем о бизнес-планировании все, у нас много летний опыт. А если вы поставите в бизнес-плане не там знак препинания, инвестиций вам не видать. Постоянно твердя о существовании своих форматов и подходов к бизнес-планированию, они почему–то никогда их особо не афишировали. Как обычно, на деле все обстоит намного проще.

При старом добром СССР такое понятие как бизнес-планирование не имело права на существование. Был закон, который четко определял – как, когда и сколько выпустить продукции. А также количество необходимых ресурсов и рабочей силы.

Для примера – если взять старый план предприятия и сравнить его с новым, хотя бы по объему – то он будет составлять примерно одну десятую часть современного бизнес-плана. Отличие западной системы планирования (на которую мы пытаемся равняться) от старой советской состоит в комплексности. То есть если в отечественной системе учитывалось только количественные параметры – выпуск продукции, и необходимые ресурсы, то на Западе анализируются полностью все аспекты деятельности предприятия.

К тому же, комплексно спланированный проект намного легче реализовать. Второе, не менее существенное отличие состоит в количестве изучаемой в процессе планирования информации. В Союзе спрос планировался, а на Западе – изучался. Разница большая, не так ли?

Для изучения спроса на определенный товар необходимо собрать огромное количество маркетинговой информации, и лишь после этого делать какие – то выводы. Отсюда и мнение – что бизнес-план, это, в первую очередь, маркетинговый план. Что касается структуры любого бизнес-плана. Есть два распространенных суеверия. Первое – существует единая структура для всех бизнес-планов. Второе – Последовательность разработки бизнес-плана и его структура – одно и тоже. То есть – разрабатывать бизнес план следует в строгой последовательности – пункт 1, затем пункт 2 и так далее.

Это распространенное заблуждение поддерживает существующее программное обеспечение. В нем задана жесткая последовательность действий. И это в корне неправильно. Потому что практика показывает – в разных предприятиях практически всегда разная последовательность составления бизнес-плана. Да практически и не важно, с какого пункта начинать составлять план – все равно к нему придется возвращаться, и не раз.

Конечно, это совсем не означает, что бизнес-план можно составлять совсем уж в произвольном порядке. Общую структуру бизнес-плана можно представить в виде трех блоков: Первый – текстовое описание деятельности (будущего) предприятия. Второй и третий блоки содержат ту информацию из первого блока, которую можно выразить цифрами, графиками, и.т.д. Можно сказать, что второй и третий блоки – это финансовый план.

Кстати, по мнению некоторых авторитетных бизнесменов, бизнес-план должен состоять исключительно из финансовой части. По их утверждению, весь механизм контроля за деятельностью предприятия необходимо создать еще до составления бизнес-плана.

В этом случае существует опасность возникновения в фирме двух систем контроля – одна – за деятельностью предприятия, а другая – за разработкой и внедрением бизнес-плана. Такой опасности можно избежать, если просто интегрировать существующую систему контроля на предприятии в бизнес-план на стадии его разработки. Общий, состоящий из всех трех блоков план должен быть обязательно. Несколько советов руководителям:

  • В первую очередь необходимо разработать организационную структуру и четко определить центры финансовой ответственности на предприятии. Затем связать их с организационной структурой. Это существенно облегчит определение субъектов планирования.
  • Нужно попытаться внедрить бюджетное управление до того, как будет внедряться бизнес-планирование.
  • Создать и внедрить систему контроля проводимых на предприятии мероприятий. Ее необходимо, как уже было сказано выше, интегрировать в бизнес-план, чтобы не допустить существования на предприятии двух систем контроля.

Внедрение системы бизнес-планирования благоприятно влияет на создании в России условий для инвестирования. Ведь толково и грамотно составленный бизнес-план – это «метод попросить» деньги у инвестора или у банка. Хотя в России с инвестициями со стороны банков пока еще очень много нерешенных вопросов. Проблема в том, что не существует единого стандарта бизнес-плана «для получения инвестиций».

Крупные банки, которых в России меньшинство, из принципа разрабатывают свои требования к документам такого рода, и строго им следуют. Основная же масса банков крайне нуждается в разработке общих норм и требований для такого рода бизнес-планов. Ведь много заемщиков приходит с документами, по которым вообще нельзя судить о состоянии их бизнеса. Возникает несостыковка.

Банк, может быть, и инвестировал бы средства, и, вполне возможно, что бизнес заемщика стабильный и прибыльный. Здесь возникает вопрос об унификации такого рода документов. Со временем, несомненно, будет разработана такая система. На том же Западе, к примеру, нет жестких требований, но есть общепринятые нормы. И никаких проблем не возникает.

Пример удачного применения бизнес-планирования

В 1991 году компания занималась импортированием товаров для ухода за грудными детьми из Италии. Изначально не требовалось какого – либо планирования, так как товары раскупались мгновенно. Но со временем круг поставщиков расширился. И в один прекрасный день руководство компании с удивлением узнало, что конкуренты предлагают аналогичный продукт на 15% дешевле. Был сделан тщательный анализ бухгалтерских проводок. Выяснилось, что, грамотно подойдя к обращению с валютой, можно избежать существенных издержек.

Кроме того, была проведена оптимизация транспортных расходов, планирование выручки, и целый ряд подобных мероприятий. В результате применения «бизнес плана в миниатюре» удалось добиться снижения цены более чем на 18%. Большинство конкурентов переключилось на другую деятельность.

Такой ошеломляющий результат заставил руководство компании задуматься о создании отдела, занимающегося планированием. А в 1994 году компания приступила к созданию и внедрению первого бизнес-плана. Из чего можно сделать вывод, что составление бизнес-плана – это не ненужная условность, надиктованная нам Западом, а необходимость.

© Лебедев Олег, TimesNet.ru

Интересные статьи



Куда вы денете внезапно обнаруженные 5 000 000 рублей?

  • {$ (item.counter * 100 / total)|number:1 $}% / {$ item.name $}
    {$ item.name $}
{$ total $} {$ vote_pluralize(total) $} / все опросы

Комментарии (2)

Только зарегистрированные пользователи могут задавать вопросы и добавлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.