Регистрация товарного знака (торговой марки)

Tорговая марка (ТМ)
Tорговая марка (ТМ)

Люди, производящие какой-то товар или услугу, кровно заинтересованы в том, чтобы клиент мог отличить и запомнить именно их товар. С этой целью используется товарный знак. Еще его называют торговой маркой или торговым знаком. В последнее время все больше используется модное понятие – брэнд.

Товарный знак представляет собой обозначение продукции – изобразительное, объемное или словесное. Примеры - «Nike» - изобразительное, «Домик в деревне» - словесное, или стеклянная бутылка из-под Кока-колы – объемное обозначение. Торговый знак не обязательно может быть каким-то определенным – это может быть смесь словесного, изобразительного и объемного изображения одновременно.

Для того чтобы не допустить использование вашего торгового знака другими, его необходимо зарегистрировать. Регистрация товарных знаков происходит в ФИПС – федеральном институте промышленной собственности. Это структурное подразделение Федеральной службы по интеллектуальной собственности. Чтобы зарегистрировать товарный знак, нужно пройти несколько этапов:

  • Создать товарный знак;
  • Подготовить и подать заявление на регистрацию;
  • Пройти формальную экспертизу;
  • Пройти экспертизу заявленного обозначения.

Чтобы не потерять время зря, неплохо бы ознакомиться с требованиями, которые предъявляет государство к товарным знакам. Итак. Товарный знак может состоять из букв, цифр, эмблем, а также рисунков. Он может быть определенного цвета или разноцветным. Товарный знак не может состоять только из слов, их сочетаний и символов, которые:

  • Плотно вошли в обиход и обозначают определенный товар. Например, вы не сможете зарегистрировать товарный знак «паркет» или «ковер»;
  • Представляют собой общепринятые термины и символы – чаша со змеей, представляющая медицину, шестерня – машиностроение. Также не получится зарегистрировать товарный знак, содержащий слова типа «катет», «ампер», и.т.д;
  • Содержат характеристики товара по способу производства, времени или месту. Например, «Тульские самовары» или «Владимирские краски»;
  • Содержит восхваляющие свойства товара – «супер», «люкс», или указывает на состав товара или сырье.

Все вышеперечисленные ограничения указаны в законе РФ от 23 сентября 1992 года. № 3520-1. Кроме всего прочего, товарный знак не подлежит регистрации, если он:

  • Способен ввести покупателя в заблуждение;
  • Совпадает с уже зарегистрированным товарным знаком;
  • Содержит фрагменты государственной символики;
  • Имеет сходство с культурными памятниками России;
  • Повторяет название известного произведения искусства, науки или культуры.

На этапе оформления заявки на регистрацию можно обратиться к патентному поверенному за помощью. Патентный поверенный – это предприниматель или организация, занимающаяся услугами посредничества при регистрации товарных знаков. Патентный поверенный берет на себя всю работу по регистрации товарного знака.

Заявка на регистрацию товарного знака должна содержать:

  • Заявление о просьбе регистрации обозначения в виде товарного знака;
  • В заявке должен быть указан сам товарный знак;
  • Данные организации или лица, подающего заявку;
  • Перечисление товаров, которые попадают под данный товарный знак.

Когда вы приводите в заявке описание товарного знака, необходимо указать его подробные характеристики:

  • Внешний вид (изобразительный, словесный или объемный);
  • Смысловое значение знака в целом и всех его элементов в отдельности.

В случае если описание знака занимает много места, можно сделать его на отдельном листе, и потом приложить его к заявлению. Когда вы будете заполнять заявку, то обязательно придете к пункту о приоритетах товарного знака. Это нужно для того, чтобы фирма или другой предприниматель, который подал заявку с идентичным знаком позже вас, не смог его зарегистрировать. Также могут возникнуть вопросы с заполнением графы «код страны по стандарту ВОИС ST.3». Это утвержденный Всемирной организацией стандарт. Он используется для двухбуквенного обозначения стран. Данная графа обязательна для заполнения только иностранцам или русским, которые постоянно проживают за границей. К уже заполненному заявлению необходимо приложить следующие документы:

  • Квитанцию об уплате госпошлины;
  • Копию уставных документов фирмы;
  • Название фирмы;
  • Перечень предприятий (если таковые есть), которые будут использовать товарный знак;
  • Цель, с которой регистрируется товарный знак;
  • Перечень товаров, которые будут обозначаться данным товарным знаком и их общие характеристики;
  • Условия использования знака;
  • Ответственность за нарушение прав использования товарного знака.

Перед тем как подать заявку на регистрацию товарного знака, необходимо проверить, нет ли аналогичного или похожего товарного знака. С этой целью можно обратиться в ФИПС с письменным запросом и заплатить по тарифу.

Например, поиск по словесному обозначению будет стоить 600 рублей в месяц. Если результат поиска будет отрицательным, вы сэкономите время и нервы на регистрации товарного знака. Обычно срок проведения экспертизы заявленного товарного знака составляет до 18-ти месяцев. Если эксперты дадут положительное заключение, ваш товарный знак будет зарегистрирован. Для получения свидетельства о регистрации товарного знака нужно будет заплатить 10 000 рублей.

Регистрация коллективного товарного знака обойдется в 15 000 рублей. Выданное свидетельство о регистрации товарного знака действительно на протяжении 10-ти лет. В случае если товарный знак не используется в течение 3-х лет, ФИПС имеет полное право досрочно отозвать свидетельство.

© Лебедев Олег, TimesNet.ru

Интересные статьи



Каким будет курс доллара к концу года?

  • {$ (item.counter * 100 / total)|number:1 $}% / {$ item.name $}
    {$ item.name $}
{$ total $} {$ vote_pluralize(total) $} / все опросы

Комментарии (0)

Только зарегистрированные пользователи могут задавать вопросы и добавлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.