Учет и анализ использования основных средств организации. Учет нематериальных активов и их амортизация

Основные средства и нематериальные активы
Основные средства и нематериальные активы

Основные средства – это совокупность материально-вещественных ценностей предприятия, которые многократно участвуют в процессе производства продукции, работ, услуг, в качестве средств труда либо для управления организацией в течение периода более года.

Основные средства, не изменяя собственной материально-вещественной формы, по мере износа по частям переносят собственную стоимость на готовую продукцию.

Основные средства классифицируют по роли и назначению:

  • производственные, используемые при производстве продукции предприятия и в сфере торговли;
  • непроизводственные (средства здравоохранения, жилищно-бытового назначения и т. д.).

Классификация основных средств по видам:

  • здания и сооружения, включая дороги;
  • машины и оборудование;
  • транспортные средства;
  • измерительные и регулирующие устройства и приборы;
  • вычислительная и оргтехника;
  • производственный инвентарь;
  • объекты внешнего благоустройства и т. д.

По принадлежности основные средства классифицируются на собственные и арендованные. Так же существует классификация основных средств по степени использования: находящиеся в эксплуатации; в запасе; в стадии реконструкции, достройки или дооборудования; в стадии частичной ликвидации; находящиеся на консервации.

Специфика учета основных средств:

  1. Регистрация по первоначальной стоимости, включающей фактические затраты на их приобретение, доставку, монтаж, наладку, а так же на строительство объекта.
  2. Переоценка балансовой стоимости основных средств посредством коэффициентов, установленных централизованно. Производится в целях отражения реальной рыночной стоимости активов, поскольку она может изменяться в зависимости от условий внешней экономической среды (инфляция и т. д.). Стоимость актива, за которую он может быть реализованным в настоящее время, называют восстановительной стоимостью.
  3. Амортизация – последовательное снижение стоимости основных средств вследствие физического и морального износа в течение срока эксплуатации. Данное снижение стоимости в учете относят на затраты. Разность между первоначальной стоимостью и суммой начисленной амортизации называется остаточной стоимостью основных средств. Начисление амортизации производится одним из трех методов:
  • метод линейной амортизации (равномерного списания), при котором амортизационные отчисления производятся равномерно в течение всего времени нормативного использования объекта;
  • метод ускоренной амортизации, заключающийся в ускоренном списании объекта на издержки производства и обращения;
  • производственный метод, когда величина амортизации зависит от интенсивности использования объекта амортизации в соответствии с установленной для него величиной наработки до полного списания объекта (километры пробега для автомобилей, время налета для самолетов и т. п.).
  • Восстановление или ремонт основных средств.
  • Списание основных средств – отнесение на затраты остаточной (ликвидационной) стоимости и накопленной амортизации. Ликвидационная стоимость – стоимость актива на момент утилизации (стоимость металлолома, входящих в его состав драгоценных металлов и т. п.);
  • Реализация – учет ведется аналогично списанию, но с учетом дополнительных расходов или доходов, в зависимости от принижения или превышения остаточной стоимости основных средств.

Кроме основных средств, имеющих материальную основу, в процессе деятельности предприятия участвуют нематериальные активы, которые не имеют физической (материально-вещественной) структуры, отделимы от другого имущества предприятия. К ним относятся следующие виды активов, используемые в течение длительного периода (свыше 12 месяцев):

  • промышленная собственность – свидетельства на товарные знаки, знаки обслуживания и лицензии на их использование; патенты на промышленные образцы, изобретения, селекционные достижения;
  • объекты авторского права – произведения музыки, живописи, литературы, других видов искусства, а так же науки; программы ЭВМ, базы данных, топология микросхем;
  • информация, составляющая коммерческую тайну – ноу-хау – знания различного характера (технического, административно-управленческого, финансового), способные приносить или приносящие доход или иную пользу; не охраняемая патентами конструкторская, проектная, технологическая документация.

Учет нематериальных активов имеет свои особенности. Основная сложность состоит в оценке их текущей рыночной стоимости вследствие уникальности и низкой ликвидности большинства таких активов.

Кроме того, доход, который получит предприятие в будущем от использования нематериальных активов, можно оценить только приблизительно, погрешность может достигать сотен и тысяч процентов.

В управленческом учете учет нематериальных активов имеет смысл для предприятий, владеющих товарными знаками или действующих на рынках высоких технологий, имеющих солидную деловую репутацию. Остальным предприятиям удобнее вести отчетность, отказавшись от учета нематериальных активов, признав соответствующие расходы.

Если предприятие ведет учет нематериальных активов, то он производится аналогично учету основных средств. Нормы амортизационных отчислений устанавливаются организацией, исходя из срока использования. Если этот срок установить не представляется возможным, за основу берется срок до 10 лет, но не более срока деятельности организации.

Основные средства и нематериальные активы входят в состав внеоборотных активов (ВОА) предприятия. Цели учета внеоборотных активов находятся в прямой зависимости от рода деятельности предприятия. Чем активнее предприятие использует свои ВОА, и чем меньше отношение оборота предприятия к стоимости имеющихся у него неденежных активов, тем более важен и более подробным должен быть учет.

К примеру, если предприятие занимается оказанием консультационных услуг, стоимость его неденежных активов невелика по сравнению с оборотом. В таких условиях амортизация влияет на финансовый результат минимально, и, следовательно, можно рассчитывать ее приближенными методами, тем самым сэкономив трудозатраты на ведение учета.

Совсем другая ситуация будет на предприятии, основная деятельность которого заключается в сдаче в аренду строительного оборудования. Такое предприятие нуждается в подробнейшем учете ВОА, поскольку его основные расходы – ремонт и амортизация основных средств, а сами ВОА в процессе деятельности передаются третьим лицам.

Два рассмотренных случая – крайние ситуации, в основном, учет ВОА в какой-то степени важен, но первоочередной задачей является учет товарно-материальных запасов. Примером таких предприятий являются торговые и производственные фирмы.

© Сергей Чашенков, TimesNet.ru

Интересные статьи



Много ли стресса вы испытываете на работе?

  • {$ (item.counter * 100 / total)|number:1 $}% / {$ item.name $}
    {$ item.name $}
{$ total $} {$ vote_pluralize(total) $} / все опросы

Комментарии (0)

Только зарегистрированные пользователи могут задавать вопросы и добавлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.