6 причин начать заниматься бизнесом в кризис

Как начать новый бизнес в кризис
Как начать новый бизнес в кризис

О том, почему, даже в кризис, не стоит откладывать запуск нового бизнеса, рассказывает Короваева Юлия, специалист в области финансов и маркетинга бизнес-ателье «Страуд».

В 2014 году мы всей страной наблюдали переход от очень медленного (но всё же) роста к рецессии. В 2015 году Европейский банк реконструкции и развития предрекает нам падение ВВП на 4,8%. И хоть любые прогнозы в такой ситуации не вызывают доверия, по всем признакам российская экономика ещё очень долго будет, как минимум, стагнировать. Все мы понимаем одно – никто не знает наверняка, что ждет нас в ближайшие несколько лет. Но даже это ещё не означает, что пора распродавать активы и собирать документы на открытие визы.

«Слово "кризис", написанное по-китайски, состоит из двух иероглифов: один означает "опасность", а другой — "благоприятная возможность"», – Джон Фицджеральд Кеннеди.

McDonalds, Adidas, Ford, Procter&Gamble, Hewlett-Packard, Pepsi. Что общего у этих компаний, помимо лидирующих позиций в мировом бизнесе? – Все они основаны в периоды кризиса.

Несмотря на негативные эффекты в экономике, кризис всегда предполагает появление новых возможностей. И в отличие от уже существующих компаний, обремененных старыми договорами и долгами, у нового бизнеса в этом отношении развязаны руки.

До 2014 года можно было развиваться экстенсивно – открывать новые точки продаж, филиалы, расширять ассортимент. Росла экономика и вместе с ней росли возможности. Сегодня возможности роста не так очевидны, их приходится искать внутри самой системы. Наступил период интенсивного развития. Результат в большей степени зависит уже не от охвата потребителей, а от эффективности технологии. И мировая история не раз подтверждала, что этот путь – более перспективный.

Сейчас успех в значительной степени зависит от грамотного маркетингового исследования, от возможностей снижения издержек, от результатов управления рисками и способности оперативно реагировать на изменение ситуации.

Итак, 6 причин не откладывать запуск нового проекта до лучших времён:

Причина 1. Конкуренция

В «тучные» годы на любом рынке живёт множество компаний-близнецов. По одним и тем же ценам они предлагают один и тот же продукт, звёзд с неба не хватают, но как-то держатся на плаву, протянуть могут долго и при этом забирают на себя определённую долю рынка. Не многие из этих компаний смогут пережить кризис, – для этого требуются серьезные резервы, гибкое мышление руководства и... удача.

Освободившееся место доступно для более эффективных проектов, которые даже в условиях кризиса способны выйти на рынок. Такие проекты изначально развиваются в более жёстких условиях. Это позволяет сразу отсечь слабые направления и подталкивает к поиску оптимальных решений. Если в более стабильной экономической обстановке можно понадеяться как-нибудь «выехать на хромой кобыле», то сейчас сама ситуация заставляет оптимизировать бизнес-процессы. Естественно компания будет более конкурентоспособна, чем те, которые по инерции живут за счет прежних достижений.

Причина 2. Персонал

Кто из нас не слышал о сокращениях персонала в конце 2014 года? Проблема не обошла стороной даже Роснефть. Как результат – огромное предложение на рынке труда. Количество открытых вакансий постоянно сокращается, а число соискателей только растёт. Нет необходимости переманивать хороших специалистов с насиженных мест, многие сами готовы к вам прийти.

Кроме того, по данным HeadHunter на фоне такой активности средняя публикуемая в объявлениях о вакансиях зарплата только в конце прошлого года упала на 4.5%. Да и при возникновении сложностей персонал не поспешит уволиться, чтобы уйти в неизвестность. Непростая ситуация с трудоустройством может подтолкнуть сотрудников пересмотреть своё отношение к работе. При грамотной мотивации кризис становится инструментом для повышения производительности. Общие проблемы способны сплотить персонал. Поэтому важно, чтобы работники были в курсе происходящего и ощущали себя причастными к развитию компании.

Причина 3. Снижение цен на рынке недвижимости

Центральные улицы города пестрят объявлениями об аренде. Где-то был банк, где-то кафе. Там, где раньше было не найти свободного места, теперь хороший выбор коммерческих площадей. И за них не нужно платить втридорога. За прошедший год цена на коммерческую недвижимость в столице упала на 10-16%. А арендные ставки за последние два-три года сократились на четверть. В этом отношении лучшую ситуацию для запуска проекта сложно представить. Несмотря на тяжелую экономическую обстановку, в крупных городах продолжается строительство коммерческих площадей. И если в уже занятых бизнес-центрах владельцы помещений неохотно снижают ставки, то новые офисы придется кем-то заполнять – здесь арендодатели могут оказаться гораздо более сговорчивыми.

Причина 4. Импортозамещение

Товары и услуги, частично или полностью производимые за границей, либо стали значительно дороже из-за двукратного обвала рубля, либо вообще запрещены к реализации на территории РФ. И это открывает новые перспективы не только для производителей продуктов питания. Жители Санкт-Петербурга, например, не прочь съездить за покупками в соседнюю Финляндию, и любой бизнес, призванный им в этом помочь, будь то перевозки или помощь в оформлении документов, получит дополнительный толчок к развитию.

Ну и конечно сейчас самое время для местных производителей приучить потребителя к российской продукции. На прилавках магазинов появился широкий ассортимент «фермерских» продуктов от небольших местных предприятий. Теперь с «фермерами» работают даже крупные торговые сети, которым необходимо чем-то заполнять пустующие полки.

Вместе с сельским хозяйством будут развиваться и сопутствующие предприятия. Появляющимся производствам нужны корма и оборудование, которые сейчас дешевле купить в России, упаковка, логистика и т. д.

Причина 5. Внимание потребителя

Вне зависимости от дохода потребители стали более разборчивы в том, что они приобретают. Раньше, приходя в магазин, большинство из нас при выборе товара руководствовалось давно сложившимися привычками, продиктованными, в том числе, и рекламой. Со стереотипами крайне сложно бороться. Для выхода на рынок новому продукту требовались масштабные маркетинговые кампании. Продукт необходимо было сделать узнаваемым.

Теперь ситуация несколько изменилась. Во-первых, сейчас на рынке постоянно что-то появляется и исчезает, люди смирились с переменами, и новое уже не вызывает такого недоверия. Во-вторых, потребители, по тем или иным причинам, стали внимательнее к своему выбору. Кто-то ищет дешевле; кто-то хочет за свои деньги получить строго определенное качество; кто-то просто внимательно следит за происходящим в мире и хочет знать – кто же теперь производит йогурты ему на завтрак? Главное – старые привычки ломаются, и значит самое время формировать новые. Поэтому важно донести до покупателя особенность вашего продукта или услуги, его ключевое свойство. В кризис люди склонны обращать внимание на детали.

Причина 6. Открытость к сотрудничеству

На рынке B2B тоже ищут новые контакты. У кого-то разорились поставщики, кто-то решил сменить подрядчика. Отлаженные связи рвутся. Новой компании гораздо легче найти своё место в старой системе, когда сама система начинает перестраиваться. Если раньше, следуя правилу «лучшее – враг хорошего», далеко не каждый отважился бы что-то поменять, то теперь все заняты оптимизацией и сокращением расходов. Даже если ваша компания ещё никому не известна, вы можете потеснить привычных партнеров просто потому, что предлагаете более выгодные условия. Устоявшиеся связи, «традиционность» перестают быть приоритетом, эффективность и экономичность выходят на первый план, и репутация развивающейся компании может сыграть вам на руку.

В периоды спада мы не перестаем потреблять, а только пересматриваем свои предпочтения, изменяя структуру спроса. Поэтому наступление кризиса совсем не означает, что бизнес больше нельзя развивать. Это лишь значит, что старые правила могут больше не работать. Запуск нового проекта стоит начать с анализа того, чего теперь хочет потенциальный потребитель. Если ваш бизнес нацелен на то, чтобы дать клиентам чувство уверенности, которого сейчас так не хватает, они точно не оставят вас без внимания.

Новому бизнесу легче прижиться в новой обстановке, чем бороться со старым укладом. К моменту выхода из кризиса предприятие уже станет частью сложившейся экономической структуры, прочно заняв свою нишу в новой системе связей. И раз оно смогло выжить, в более благоприятной обстановке останется только набирать обороты.

© Короваева Юлия, TimesNet.ru

Интересные статьи



У вас есть цель в жизни?

  • {$ (item.counter * 100 / total)|number:1 $}% / {$ item.name $}
    {$ item.name $}
{$ total $} {$ vote_pluralize(total) $} / все опросы

Комментарии (0)

Только зарегистрированные пользователи могут задавать вопросы и добавлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.