Как грамотно взыскать долги с юридического лица

Практические советы по взысканию долгов
Практические советы по взысканию долгов

В последние годы в России невозврат долгов лидирует в списке причин банкротства. Ваш бизнес тоже под угрозой.

Поэтому, Иван Рыков, признанный эксперт номер один по взысканию долгов, в области права и банкротства, дает несколько практических советов о том, как не дать дебиторской задолженности «задушить» ваш бизнес, руководствуясь своей методикой, которая успешно работает в течение 10 лет.

Но перед тем как взыскать долг, необходимо еще «на берегу» понять, что за контрагент перед вами.

Кому в кризис нельзя давать в долг

Ваш бизнес это не только огромная ответственность, но и долгие годы упорного труда, затраченных сил и средств. Все это может обратиться в прах при появлении дебиторской задолженности, от которой не застрахован ни один бизнес. «Не давать в долг» – это не панацея. Заключение контрактов является неотъемлемой частью ведения любого бизнеса, а контрагент может просто подвести, не выполнив условия договора. Неважно по каким причинам: объективным или субъективным. Контрагент превращается в злостного должника. Чтобы не допустить этого, необходимо прислушаться к нескольким превентивным советам.

Для начала проверяем бухгалтерский баланс контрагента через открытые источники, к которым каждый может получить доступ. Помимо проверки баланса контрагента по общедоступным ресурсам можно через них же удостовериться, что потенциальный контрагент не находится на какой-либо стадии банкротства. Можно еще сделать запрос в налоговую инспекцию по месту регистрации контрагента.

Ни в коем случае не стоит связываться с контрагентом, у которого проблемы с балансом, с налоговой или он уже на стадии банкротства. К сожалению, превентивные меры не всегда являются «таблеткой» от возникновения дебиторской задолженности. Что же делать и как взыскать?

Первый шаг к эффективному взысканию

За несколько дней до появления просрочки по долгу, с должником необходимо связаться и предупредить его о том, что скоро наступит время вернуть долги. Это первый шаг во взыскании, который называется Pre-collection. Для чего он нужен? Чтобы избежать в будущем нелепых отговорок о том, что вернуть то, что принадлежит вам по договору, не представляется возможным.

Часто бывает, что недобросовестный должник не идет на контакт или начинает придумывать отговорки, что у него заболел бухгалтер, самого подвел контрагент, банк-клиент сломался. В таком случае следует переходить ко второй стадии взыскания под названием Soft-Collection.

Как работает принцип наращивания давления

Следующая стадия представляет собой метод дистанционного взыскания, заключающийся в звонках и написании претензий. В претензиях рекомендую применять мягкие формулировки, такие как «информируем Вас», «уведомляем о наличии задолженности», «в целях сохранения отношений». Далее пишем вторую претензию, не позднее, чем через две недели и постепенно наращиваем давление на должника, фиксируя просроченную задолженность и выполняя ранее обещанные санкции (пеня, штраф, неустойка). Во второй претензии следует указать причину, по которой следует с вами рассчитаться. Предложите должнику подписать акт сверки и выбрать способ урегулировать долг.

Если и после этого этапа наращивания давления должник не идет на контакт, то нужно писать третью претензию, досудебную. В ней указываем конкретные юридические последствия неуплаты долга. Что это может быть? Получение исполнительного листа, оплата судебных издержек, наложение судебного ареста или ограничение выезда.

В чем смысл ПНД? В том, что вы постепенно доходите до того уровня давления на должника, когда он понимает, что ему проще и дешевле с вами расплатиться, нежели продолжать бороться. Поэтому, правильно составив претензию, вы можете быстрее взыскать долг с юридического лица. Самое главное правило в принципе наращивания давления это обязательное условие того, что все угрозы, указанные в претензиях должны быть выполнены.

Чтобы принцип ПНД и стадия soft-collection были наиболее эффективными, Иван Рыков рекомендует применять следующие психологические приемы:

  • Определить тип должника;
  • Выявлять ложь дополнительными наводящими вопросами при звонках;
  • Убедить должника в том, что долг это проблема.

Судиться или договариваться? За и против судебного взыскания

Когда следует переходить к стадии судебного и исполнительного взыскания (Legal-collection)? Через 1,5-2 месяца после возникновения просроченной дебиторской задолженности. Но можно и пропустить первые шаги во взыскании дебиторской задолженности и подавать иск немедленно, например, когда должник перестает отвечать на телефонные звонки, т.е теряет всякий контакт с кредитором.

У стадии Legal-collection есть 2 этапа: судебное и исполнительное производство. Подаем исковое заявление в суд, проходим все инстанции и получаем исполнительный лист. С исполнительным листом идем к приставам. Но в реалии процент успеха исполнительного производства в пользу кредитора достаточно низкий. По данным Федеральной службы судебных приставов составляет менее 20%. Что делать? «Пинать» приставов, ведь никто за вас не будет делать свою работу. К сожалению, вы также рискуете понести дополнительные затраты без гарантии возврата. Ко всему прочему главным фактором, который играет против вас, является время, а точнее длительные сроки взыскания денег на стадии Legal-collection.

Тем не менее, плюсы на этой стадии тоже есть, например, возможность принудить должника к исполнению по решению суда, а также обратить взыскание на его активы.

Поэтому, чтобы стадия Legal-collection стала для вас не ямой, где вы навсегда потеряете свои деньги, а эффективным инструментом для взыскания дебиторской задолженности, то вам следует обеспечить себя гарантией того, что должник не сможет уклониться от исполнительного производства.

Стадия банкротства или грабим во время пожара

Последняя стадия взыскания дебиторской задолженности представляет собой подачу заявления на банкротство. Единственный метод борьбы со злостным должником, который не идет с вами на контакт, пытается вывести активы и тянет время, чтобы подать самому на банкротство и оставить вас ни с чем.

В этом случае работает стратегия «грабить во время пожара». В чем смысл? Вы, как кредитор, подаете заявление на банкротство, когда замечаете любые признаки сделок по «сливанию» активов должником. И чем раньше вы применяете эту стратегию, тем большая вероятность, что вы вернете свои деньги.

Последний этап взыскания дебиторской задолженности

Все эти методы активно применяются в сфере взыскания, но иногда они не приносят результат. Почему? Потому что многие кредиторы, пытаясь взыскать долг с юридического лица, или зацикливаются на одной из стадий или пропускают ее. Надо знать одно: нет единой таблетки против должника, употребив которую, вы взыщите с вероятностью 100%. Зато есть четкий алгоритм, действуя по которому, вы сможете максимально увеличить свои шансы на взыскание.

Выстроить такой алгоритм вам поможет Иван Рыков, который проводит бесплатный вебинар на тему взыскания дебиторской задолженности. 
Советы по стадиям и методам взыскания – это всего лишь вершина айсберга. Предстоящий онлайн-мастер-класс даст вам возможность «нырнуть» как можно глубже, узнав все необходимые нюансы в процессе взыскания дебиторской задолженности, например:

  • Как взыскать долг с умирающего предбанкротного предприятия?
  • Как не дать дебитору «слить» активы, если он должен вам крупную сумму?
  • Как понять, что контрагент вам лжет, тянет время и не хочет отдавать вам долг?
  • Как взыскать долг с предприятия-пустышки?

На вебинаре, помимо алгоритма и нюансов взыскания дебиторской задолженности, вы получите шанс выиграть книгу Ивана Рыкова «Кредиторы против Дебиторов», подписанную для вас лично автором.

© Иван Рыков, TimesNet.ru

Интересные статьи



Нужна ли в России смертная казнь?

  • {$ (item.counter * 100 / total)|number:1 $}% / {$ item.name $}
    {$ item.name $}
{$ total $} {$ vote_pluralize(total) $} / все опросы

Комментарии (0)

Только зарегистрированные пользователи могут задавать вопросы и добавлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.