7 частых ошибок в финансовой отчетности компании

Состав и назначение финансовой отчетности
Состав и назначение финансовой отчетности

Налоговая проверка – неизбежный этап жизни любой компании. Небольшие досадные ошибки в отчётности могут обернуться неожиданно крупными штрафами. Мы попросили аудиторов группы компаний «ВБО Консалтинг» рассказать, какие ошибки в отчётности встречаются чаще всего и особенно раздражают налоговиков.

Безвозмездная передача

Многие не знают, что в России подарки облагаются налогом на добавленную стоимость (НДС). В Налоговом кодексе вместо понятия «дарение» употребляется «безвозмездная передача». Передать что-то безвозмездно можно в рамках рекламных акций, в виде пожертвований, в виде подарков работникам (в пределах лимита 4 тыс. руб.) и в некоторых других случаях.

Не являются дарением передача бонусных товаров, премий и прощение долга, если это связано с выполнением покупателем условий договора, например достижения определённого объёма покупок.

Интересно, что облагается НДС и безвозмездная передача арендатором арендодателю неотделимых улучшений арендованного имущества. Есть свои нюансы в налогообложении безвозмездной передачи при проведении рекламной акции. Так, например, если вы дарите потенциальному покупателю ручку с логотипом компании за 60 рублей, то НДС с этого подарка начислять не нужно. Если подарок дороже 100 рублей, например флешка, то на неё надо начислить НДС.

Первичные документы

Неверно оформленные первичные документы – это бич любой компании. То руки не доходят, то текучка заедает, то ошибки в «первичке» не кажутся значительными, и ваш бухгалтер считает, что их не заметят.

Однако если вы, допустим, приняли неправильно оформленный документ контрагента, то налоговые органы могут не признать его подлинным и посчитать, что вы неверно использовали его для уменьшения прибыли. Чаще всего в «первичке» забывают полностью заполнить данные о банковских реквизитах контрагентов, не обращают внимания на адреса, расшифровку подписи, наличие доверенности на лицо, подписывающее документ.

Очень распространённые ошибки – несоответствие подписи уполномоченного лица расшифровке, отсутствие расшифровки, подписание документов неустановленным лицом или использование факсимиле. Когда у гендиректора или главбуха нет времени подписывать все мелкие бумаги, они могут передать право подписи другим сотрудникам по доверенности.

Часто эти сотрудники, подписывая документы, не указывают номер доверенности или не делают расшифровку своей подписи. Тогда налоговые органы считают, что документ был подписан неустановленным лицом, и он признаётся недействительным.

Если вы нашли ошибки в первичных документах, исправлять их нужно так: неверные данные следует аккуратно зачеркнуть, а рядом вписать правиль­ные. Исправление ошибки должно сопровождаться надписью «Исправлено», датой внесения попра­вок и подписями ответственных лиц. А вот в кассовых и банковских доку­ментах не допускается никаких исправлений.

Счёт-фактура

Ошибки в основном документе, подтверждающем вычет по НДС, бывают двух типов: серьёзные, которые станут основанием для отказа в принятии НДС к вычету, и мелкие простительные огрехи. Есть базовое правило: ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам идентифицировать продавца, покупателя, цену, а также налоговую ставку и сумму налога, не являются основанием для отказа в принятии НДС к вычету.

Вам не откажут в вычете НДС, если вы заполнили часть счёта-фактуры ручкой, а другую часть – на компьютере, если вы не поставили прочерки в пустых графах, не дали ссылку на договор или просто допустили опечатку. Однако вам откажут в вычете, если в счёте-фактуре есть помарки или подчистки, нет расшифровки подписи, не указаны реквизиты, указан неверный ИНН, неверно указаны наименования товаров.

В счёте-фактуре должен быть указан юридический адрес покупателя и продавца, соответствующий учредительным документам. Если в учредительных документах указаны и юридические, и фактические адреса, то в счёте-фактуре можно указать оба адреса. Если вы получили счёт-фактуру с адресом, который не совпадает с тем, что написан в учредительных документах, то не нужно оформлять новый. Достаточно от руки вписать недостающий адрес.

Основное средство

Часто встречаются ошибки в формировании стоимости основного средства. Из-за них появляются неправильные амортизационные отчисления, что влияет на налог на прибыль и налог на имущество. Например, не все понимают разницу между ремонтом и модернизацией. Ремонт – это ситуация, при которой вы меняете, к примеру, изношенную деталь в станке, но эта замена не приводит к тому, что он начинает работать в 10 раз лучше.

Если характеристики станка благодаря ремонту значительно улучшаются или меняется его назначение, то это называется модернизацией. Особенно важно, если основное средство начало выполнять другие функции. Например, у вас была автомойка, а вы её переделали под офис. В таком случае появляется объект с новым назначением, поэтому затраты на его ремонт, нельзя списать единовременно, а необходимо включить в стоимость объекта и списывать в затраты равномерно, в течение срока полезного использования.

Часто встречаются ошибки, связанные с включением в первоначальную стоимость основных средств различных расходов. Например, проценты по кредиту в налоговом учете не включаются в стоимость построенного или приобретённого здания. Они учитываются в составе внереализационных расходов в момент их начисления.

Ещё одна распространённая ошибка связана с неверным начислением амортизации. Мало кто знает, что в бухгалтерском учёте начисление амортизации начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект был принят к учёту. А в налоговом учёте амортизацию начисляют с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект был введён в эксплуатацию.

Различия бухгалтерского и налогового учёта

Предприниматель порой забывает, что многие вещи в них учитываются по-разному. По правилам бухгалтерского учёта при определении прибыли учитываются все полученные доходы и произведенные расходы . В налоговом учёте – не все. В нём есть ограничения, на которые стоит обратить внимание.

Если, например, в бухучёте мы можем списать на расходы все проценты по кредиту, то с налоговым нужно быть более внимательным. Допустим, ваша ставка по кредиту составляет 15%, а Налоговый кодекс позволяет списать только 14,4% – это зависит от ставки рефинансирования Центробанка. Если вы спишете 15%, то неверно посчитаете свою налоговую базу и занизите налог на прибыль, а это чревато большими проблемами.

Путевые листы

Неправильное оформление путевых листов – очень распространённая ошибка. Самое опасное – когда не указывают маршруты, которые подтверждают, что автомобиль использовался для производственных целей. Вы не имеете права списывать затраты на бензин, потраченный на личные поездки.

Компании часто не указывают в путевом листе конкретные пункты назначения, а делают запись: «Поездки по городу». Контролирующие органы при проверке посчитают это нарушением, поскольку отсутствие данных о маршруте не позволяет судить о том, использовалась ли автомашина именно в служебных целях. В путевом листе есть специальные графы, в которых нужно написать, где вы забрали товар и куда привезли. В этом маршруте должны быть только адреса, которые соотносятся с вашей деятельностью, например, заказчиков, поставщиков, покупателей.

Ещё одна распространённая ошибка – водители ставят свою подпись не в каждой строке с местом отправления и назначения, временем выезда и возвращения, а одну внизу путевого листа. Налоговики при проверке считают это нарушением.

Реклама

Очень часто встречаются ошибки, связанные с неверным пониманием, что относится к нормируемой и ненормируемой рекламе. В 25 главе Налогового кодекса в статье 264 пункт 4 говорится, что к ненормируемым расходам можно отнести только три вида: рекламу в СМИ, на выставках и наружную.

Однако зачастую забывают, что к наружной относится только та реклама, которая видна с улицы и рассчитана на неограниченный круг людей. Реклама в торговом центре наружной уже не является. По мнению чиновников, к ней не относится и реклама на транспортных средствах, в том числе в вагонах метро.

Не все знают, что расходы по созданию и содержанию страницы веб-сайта с информацией об услугах компании можно отнести к расходам на рекламу, так как цель создания сайта – воздействие на неопределённый круг потребителей и распространение информации о компании. Расходы на обновление и содержание сайта также следует рассматривать как рекламные при наличии первичных документов, подтверждающих фактические расходы.

Запутаться можно даже в том, что является рекламой. Так, например, если вы дарите флешки со своим логотипом определённому кругу людей, это не реклама. Если же вы раздаёте их на выставке, куда может прийти любой человек, то это уже называется рекламой.

Стоит помнить, что зачастую налоговики отказываются принять рекламные расходы в случае отсутствия таких доказательств, как сценарии, рекламные слоганы, видеоролики, фотоотчёты, тексты рекламных статей. В соответствии со статьёй 12 закона о рекламе, рекламные материалы или их копии должны храниться в течение года со дня последнего распространения рекламы либо со дня окончания сроков действия рекламных договоров.

© Hopesandfears.com

Интересные статьи



У вас есть цель в жизни?

  • {$ (item.counter * 100 / total)|number:1 $}% / {$ item.name $}
    {$ item.name $}
{$ total $} {$ vote_pluralize(total) $} / все опросы

Комментарии (0)

Только зарегистрированные пользователи могут задавать вопросы и добавлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.