Обзор российских SaaS-сервисов учета для розничной торговли

Обзор SaaS-сервисов учета для розничной торговли
Обзор SaaS-сервисов учета для розничной торговли

Невозможно создать большой успешно работающий бизнес без автоматизации. На каком-то этапе роста вы столкнетесь с рядом как юридических, так и чисто практических проблем – которые без автоматизации или вообще не решаются, или решаются очень плохо.

Речь пойдет об абсолютно другом типе продуктов, которые относятся к категории "облачные решения" или SaaS. Что это за понятие и почему оно может быть вам интересно?

К примеру, вы занимаетесь бизнесом, который по законодательству обязует вас использовать фискальный регистратор (ФР). В этой ситуации существует юридическая подоплека для того, чтобы задуматься об автоматизации. Кроме того, бывает практическая подоплека: например, вы ведете учет продаж в тетрадке, а потом захотели понять, какая из групп товаров, дает вам наибольшую прибыль. Как понимаете, сидеть с калькулятором придется долго.

SaaS (Software as a Service – программа как услуга) – это модель ведения бизнеса, при которой разработчик предоставляет заказчику доступ к программному обеспечению (ПО) через интернет. Преимущества такого решения для заказчика – отсутствие затрат на разработку, установку, поддержку программы, а также оборудования на котором работает ПО. Заказчик платит какую-то фиксированную ежемесячную/квартальную плату за использование.

Все программы, рассмотренные в обзоре, решают одну задачу – и, как следствие, имеют много общего. Чтобы не повторяться, буду описывать только уникальные функции или же акцентировать ваше внимание на нестандартные решениях. Но прежде отвечу на вопрос: с чего обычно начинается работа с подобными системами, собственно, какая функциональность у них должна быть базовой?

1) Первичная настройка. В первую очередь нужно настроить систему под себя: создать магазины, склады, сотрудников, наделить их соответствующими правами доступа, создать или отредактировать при возможности шаблоны документов, которые вы используете в своих бизнес-процессах;

2) Заполнение данными. На втором этапе добавляем в систему ваш ассортиментный ряд. Это, пожалуй, самая кропотливая работа. Это можно делать как автоматически, к примеру, импортируя прайсы или синхронизируя систему с внешними сервисами – так и вручную, вбивая данные по каждому товару по отдельности.

А теперь – рассмотрим три российских программы типа SaaS:

1. «Мой склад»

  • Сайт: www.moysklad.ru 
  • Старт: 2008 год
  • Стоимость в месяц: от 240 российских рублей (около 80 гривен на весну-2014)
  • Варианты оплаты: безналичная оплата (для юридических лиц), банковские карты, Яндекс.Деньги, WebMoney, QIWI, через систему Robokassa (более 10 различных систем).
  • Бесплатная версия: 14 дней (после истечения срока – ограничения)
  • Характеристика в словах: удобно, функционально, универсально, быстро, гибко, быстрая служба поддержки.

Интерфейс продавца

В подобных сервисах интерфейс продавца является наиболее интересной функцией для розничного магазина. Особенностью реализации этой функции в системе «Мой Склад» является то, что она разработана в виде отдельного модуля. Это значит, что модуль запускается в отдельном интерфейсе, отличном от основного. На скриншоте, который был представлен немного выше, можно увидеть этот интерфейс в действии. Дизайн приятный и лаконичный с большими кнопками – что говорит об его ориентированности на мобильные устройства, такие как планшеты, смартфоны.

С помощью этого модуля, продавец может зафиксировать продажу, связать ее с клиентом, рассчитать автоматически сумму после скидки, а также при необходимости распечатать чек. Кроме этого, модуль также может работать в офлайн-режиме. Это позволяет фиксировать продажи даже в том случае, когда по какой-то причине нет интернет-соединения. После включения синхронизация произойдет автоматически.

Интеграция с устройствами

Система предоставляет возможность подключения более десятка моделей фискальных регистраторов (ФР). На момент написания статьи в этом списке были представлены различные модели: Штрих, Элвес, FPrint, Феликс. Также доступна возможность получение суточного Z-отчета. Что касается фиксации возврата товара – такая возможность предусмотрена только в системе «Мой Склад» в обход ФР.

Если вы работаете с принтером чеков или сканером штрих-кодов, это также не является проблемой. Но, если принтеры работают сразу после подключения, то к сканерам есть одно требование: они должны уметь работать в режиме «разрыв клавиатуры». Это режим, при котором во время сканирования ввод происходит за счет эмуляции нажатия клавиш на клавиатуре.

Интеграция с интернет-магазинами

Система предоставляет возможности для интеграции с более чем десятком коробочных решений интернет-магазинов, среди которых: Битрикс, Magento, PrestaShop, UMI.CMS, HostCMS. При этом вы получите возможность автоматической синхронизации остатков товаров на складах и импорта заказов в «МойСклад». Не стоит расстраиваться, если в списке нет вашей системы. В этом случае можно разработать свое решение, используя специально созданный для этого интерфейс взаимодействия с системой – так называемый RESTApi.

Гибкость

«МойСклад» предоставляет широкие возможности по настройке системы под себя. Что конкретно имеется ввиду: можно создавать любые справочники, различные типы полей для товаров, настраивать шаблоны документов.

Производство

Если вы производственник, вам будет интересна функция создания технологических карт, операций, а также возможность управления вашими заказами – что очень ценно, когда нужно спланировать, какое количество сырья понадобиться через какое-то время и своевременно пополнять их запас.

2. «Каркас»

  • Сайт: www.karkas-lab.ru
  • Старт: 2009 год
  • Стоимость в месяц: от 500 российских рублей (около 165 гривен на весну-2014)
  • Варианты оплаты: безналичная оплата (для юридических лиц), Яндекс.Деньги, WebMoney
  • Бесплатная версия: есть (с ограничениями)
  • Характеристика в словах: поддержка множества устройств, sms-информирование, UI на среднем уровне

Интеграция с устройствами

Как обещают разработчики, с помощью «Универсального драйвера Каркас», можно подключать практически все периферийные устройства любых марок: сканеры, кассовые аппараты, фискальные регистраторы, принтеры.

SMS-информирование, рассылка

Частенько бывает полезным напоминать вашим клиентам о себе. Неплохим поводом для этого может быть какой-то праздник, к примеру, день рождения. «Каркас» позволяет осуществлять такую рассылку прямо из личного кабинета. Также вы можете настроить ежедневный отчет с информацией о выручке за день.

Аналитика

Сырые данные важны из-за своей юридической силы – но аналитика, построенная на базе этих данных, не менее важна, так как позволяет анализировать эффективность вашей работы.

В системе доступны ряд отчетов:

  • анализ продаж за период;
  • оборачиваемость конкретного товара за период;
  • прибыль с продаж, оборот за период;
  • проходимость вашего магазина. Очень полезный и простой в расчете параметр. Показывает соотношение количества купивших у вас что-то людей к зашедшим в магазин;
  • бюджет предприятия, показывающий разницу между вашим доходом и постоянными/переменными затратами.

Интеграция с сервисом InSale

Если вы используете площадку InSale для своего интернет-магазина, вам будет интересна возможность интеграции его с системой «Каркас». InSale – продукт, работающий в секторе b2b также по модели SaaS. Позволяет запустить в облаке интернет-магазин.

Гибкость

«Каркас» не настолько гибок, как «Мой Склад», но все-таки некоторые возможности по настройке нам доступны. К примеру, можно выбрать из списка стандартных форматов шаблон для этикетки или чека – и подкорректировать его, как душе угодно. Также есть возможность автоматически выдавать клиентам разовые скидки – к примеру, при создании карточки клиента или же в честь Дня рождения.

Что касается справочников, то их ограниченное количество – клиенты, категории товаров, сами товары, торговые марки, поставщики, сетки (для товаров имеющих размерный ряд), параметры (метаданные) для карточки товара. Это не критично во многих случаях, но назвать продукт универсальным все-таки уже не получится.

3. «Большая Птица»

  • Сайт: www.bigbird.ru
  • Старт: 2012 год
  • Стоимость в месяц: от 590 российских рублей (около 190 гривен на весну-2014)
  • Варианты оплаты: безналичный расчет (для юридических лиц), банковской картой (Visa, MasterCard), WebMoney, Яндекс.Деньги, Easymoney, наличными через платежные терминалы (Qiwi, Элекснет и др.).
  • Бесплатная версия: есть (отображается реклама)
  • Характеристика в словах: медлительность, базовая функциональность, многооконность, схожесть с standalone.

Первое, на что обращаешь внимание, это медлительность интерфейса. Окна – ну очень вяло открываются. Почитав форум, видел жалобы по этому поводу. Разработчик в свою очередь оправдывал медлительность нехваткой системных ресурсов пользовательского компьютера, с чем я категорически не согласен.

Что касается функций, то здесь стандартный набор: управление складом, продажами, персоналом, есть также отдельный интерфейс продавца, как и в системе «Мой Склад», правда, доступен он только в онлайн-режиме.

Особенности, на которые стоит обратить внимание:

  • панель задач и меню как в Windows, многооконность;
  • групповое изменение цен как для всех товаров, так и для конкретной группы.

Резюме

Точно могу сказать, все рассмотренные системы подойдут большому количеству предпринимателей малого/среднего, розничного и оптового бизнесов, так как имеют в своем арсенале функции по складскому учету, документообороту, розницы, управлению персоналом и клиентами. Здесь вопрос уже личных предпочтений и финансовых возможностей.

Когда на рынке представлено несколько продуктов, да еще каждый из которых покрывает большинство ваших потребностей, то выбирать мы уже начинаем, исходя из второстепенных критериев. К примеру, «а вот тут дизайн красивее», или «вот в сервисе XXXX добавление товаров сделано как-то более удобно».

По моему субъективному мнению, участники обзора разделили пьедестал таким образом:

  1. «Мой Склад» – универсальное, многофункциональное, быстрое решение с приятным дизайном;
  2. «Каркас» – интересный продукт с неплохими идеями. Видно, что люди развиваются, исходя из потребностей своего бизнеса: есть такие «плюшки» как проходимость, sms-рассылка, полезные в работе инструменты;
  3. «Большая Птица» – выставлять Rich-направленность как достоинство и этим защищать маленькую скорость интерфейса – не очень правильная стратегия в условиях, когда на рынке есть серьезные игроки типа «Мой Склад».

Общее пожелание для всех систем – больше аналитики. Не просто стандартных показателей, таких как оборачиваемость, прибыль, или отчетов типа «Сравнение месячных доходов» – а более конкретных аналитических показателей, которые позволяли бы взглянуть на продажи с максимального количества сторон.

© Евгений васькевич, Prostoblog.com.ua

Интересные статьи



Сколько у вашей семьи автомобилей?

  • {$ (item.counter * 100 / total)|number:1 $}% / {$ item.name $}
    {$ item.name $}
{$ total $} {$ vote_pluralize(total) $} / все опросы

Комментарии (0)

Только зарегистрированные пользователи могут задавать вопросы и добавлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.