Наемный менеджер или свой бизнес: что выбрать женщине

Наемный менеджер или свой бизнес
Наемный менеджер или свой бизнес

Переход из состояния наемного сотрудника в роль владельца бизнеса пугает даже находящихся на высоких позициях менеджеров. Как вице-президент банка «Ренессанс Кредит» Елена Ныркова сделала свой выбор, мы покажем на ее примере с комментариями коуча, сопровождающего процесс изменений.

Елена Ныркова: Еще когда я работала в банке, меня начали грызть сомнения: правильно ли я живу? Смысл работы, на которую тратилось по десять часов ежедневно, стал для меня не так уж и очевиден. В банковской системе, кроме зарабатывания хороших денег, не находилось ничего интересного. Желание изменить свою жизнь к лучшему привело меня на программу Сколково Executive MBA.

Executive-коуч Юлия Чухно: Ситуация принятия решения о смене работы и образа жизни характерна для кризиса социального успеха. В жизни человека большое значение имеют смыслы, ценности. Изначально смыслы идеи о том, что значит достойно жить и работать, нам задает социум.

Когда мы по социальным меркам добиваемся относительного успеха, возникает вопрос «На что еще я способен?». В такой переходный период жизни и работы клиент принимает первое решение: оставить все как есть или начать действовать и двигаться в изменения. Выбрав путь изменений, человек сознательно или неосознанно включает «режим поиска» – начинает собирать информацию о возможностях, о других людях, идет учиться, что и сделала Елена.

Е. Н.: Это было то, что нужно: западная профессура, атмосфера предпринимательства, плюс несколько часов коуч-сопровождения. Я попала в среду предпринимателей и людей, которые хотят делать свой бизнес. Прорабатывая бизнес-идеи в разных командах, я поняла, что очень хочу развивать свое дело. Но не знала, как это осуществить.

Коуч: Предпринимательская история – часто история про то, что человек хочет дать миру. Это своего рода ответ самому себе на вопрос «Кто я, по большому счету?» Когда человек определился с «хочу», нужно тщательно исследовать текущий контекст: что я могу, какими ресурсами располагаю, какие дополнительные внутренние и внешние ресурсы существуют, но я ими не пользуюсь. Это позволяет ясно увидеть, как лучше реализовывать «хочу» в конкретных обстоятельствах своей уникальной жизни.

Е. Н.: За год учебы я нашла своих партнеров, которые разделяли мои ценности и подходы, у нас появилась бизнес-идея. Но в этот момент мне поступило лестное предложение – возглавить одну из компаний крупного бизнесмена. Тогда я стала прорабатывать обе идеи параллельно.

Коуч: Сталкиваясь с изменениями, человек проходит через определенные этапы. Покидать что-то одно, при этом не покидая его окончательно, и в то же время начинать что- то другое, не окунаясь в него полностью – характерное состояние перехода. Мы колеблемся между тем, чтобы удержать или отпустить прошлое. Одна из причин такого колебания – склонность идеализировать прошлое и относить риски ко всему новому для нас. Но лучше их объективно просчитать. Затем честно ответить себе на вопрос: «А чем я готова рискнуть, ради своего «хочу»?

Е. Н.: Бизнесмен в разговоре заметил, что я теряю свое время в банке. Он словно озвучил то, что назрело внутри меня. И я уволилась из банка. Меня манили предпринимательство и свобода заниматься тем, что нравится. Но я чувствовала себя не готовой к такой радикальной перемене в жизни. Ведь риски очень велики: я не знаю ни одного человека, у которого бы бизнес пошел ровно так, как он прописал в плане.

А проект, который предлагал бизнесмен, я хорошо понимала. Встретившись с командой, убедилась, что мы подходим друг другу и что должность гендиректора в такой компании может стать для меня своеобразным подготовительным периодом к предпринимательству. Но и через три недели раздумий над обоими вариантами, я не могла четко ответить самой себе, чего хочу на самом деле. Я колебалась между свободой и престижной стабильностью.

Коуч: Увольнением Елена «подвела черту» под пройденным этапом карьеры, простилась с прошлым. И подошла к точке выбора дальнейшего пути развития. Перед ней развилка: можно выбрать незначительное изменение (новую должность, отрасль) или решиться перейти в качественно новое состояние предпринимателя. Второе решение предполагает глубинные изменения на уровне ценностей. Чтобы произвести кардинальные изменения, человек должен изменить некоторые свои убеждения, правила, управляющие его жизнью, перестать двигаться на автопилоте.

Е. Н.: Поэтому, я отправилась на дачу и стала рисовать свои цели, прояснять свои ценности и смотреть, как в это вписывается предлагаемая должность гендиректора. Было очевидно, что я справлюсь с этой престижной работой. Но с точки зрения моих жизненных устремлений принятие этого предложения не давало ничего и просто уводило меня в сторону от моей мечты – создания своего дела.

Коуч: Наши карьерные ожидания – это своего рода гипотезы относительно того, как мы можем добиться своих ценностей. Путь к ним не всегда бывает прямым. Конфликт ценностей (например, ценность свободы и ценность безопасности) может блокировать уверенное принятие решения. Чтобы снять конфликт ценностей, важно на время «отключить» критический ум, тревожно вопящий, что свобода не бывает безопасной.

И «включить» креативное состояние сознания. Например, можно пофантазировать, что о вас написали большую статью в деловом журнале. Что это за журнал и о чем написано в этой статье? Или, представьте, что прошло некоторое время: у вас достаточно средств для того, чтобы обеспечить себе тот образ жизни, который вы для себя хотите. Представьте себя отдохнувшим, жаждущим деятельности.

Опишите в подробностях «день своей мечты». День, в котором вы будете счастливы, занимаясь тем, что вам интересно, с теми, с кем интересно, так, как вам нравится. Лучше всего делать это в тишине, под любимую музыку. Можно писать, рисовать, делать коллажи, использовать в качестве стимула сборник афоризмов. Самое главное – позволить себе побыть наедине с собой и понаблюдать, что проявится. Именно такое упражнение и делала Елена.

Е. Н.: Когда пришло понимание, что сейчас позиция гендиректора мне не нужна, встал вопрос: как отказать известному бизнесмену? Ведь он был уверен, что я приду к нему работать. И наверняка не привык слышать отказы. Найти правильные слова и не говорить лишних слов при этом помогла коуч. У меня была возможность сказать о своем выборе только в сжатом разговоре по телефону. Свою краткую речь я наметила последовательно, по шагам.

Коуч: Когда мы ставим вопрос «как отказать человеку, который не привык, чтобы ему отказывали?», мы попадаем в ловушку нашего восприятия. Во-первых, он основан на непроверенном предположении, что собеседнику отказывают редко. Во-вторых, в его основе лежит эмоциональное убеждение, что отказ – это плохо. В-третьих, за ним скрывается опасение или даже страх, что человек, получивший отказ, может «отплатить» отказавшему. Как известно, страх блокирует наши способности и часто снижает уверенность в себе.

А то, КАК мы говорим, в большинстве случаев оказывается более значимым, чем то, ЧТО мы говорим. Любой страх снимается пониманием, поиском аргументов, осознанием и оттачиванием собственной позиции. Поэтому важно выяснить, насколько опасения реально обоснованы и какая форма коммуникации может быть приемлемой. Чтобы серьезный разговор состоялся и воспоминание о нем не вызывало сожалений, готовьтесь к нему так, как готовитесь к презентации перед советом директоров.

Е. Н.: Я начала с того, что поблагодарила бизнесмена за его предложение, размышления о котором помогли мне понять, куда я хочу двигаться. Я приняла решение, что в данный момент хочу заниматься своим бизнесом. Я также рассказала бизнесмену идею своего бизнес-проекта. То есть ему стало понятно не только то, что я отказываюсь от предложения, но и почему. И он это услышал. В настоящий момент я завершаю обучение и готовлю к запуску свой стартап.

© Татьяна Антропова, Forbes.ru

Интересные статьи



Вы вернете найденный кошелек владельцу?

  • {$ (item.counter * 100 / total)|number:1 $}% / {$ item.name $}
    {$ item.name $}
{$ total $} {$ vote_pluralize(total) $} / все опросы

Комментарии (0)

Только зарегистрированные пользователи могут задавать вопросы и добавлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.