Как правильно рассказать о себе на собеседовании

Как ответить на вопрос «Расскажите о себе»
Как ответить на вопрос «Расскажите о себе»

Как часто вам приходится бывать на собеседованиях? И обычно вы готовы отвечать на самые разные вопросы, которые касаются непосредственно вашего образования, опыта работы, ваших навыков и умений, но как только потенциальный работодатель просит рассказать о себе, вы тут же теряетесь, поскольку не знаете, с чего именно лучше начинать, потому что о себе можно рассказывать реально очень много, но вовсе не факт, что это действительно будет интересно работодателю.

А по сути своей, ваш рассказ о себе самом – важнейшая часть любого собеседования, и, разумеется, самая трудная. Но не волнуйтесь напрасно, если соблюдать некоторые правила при составлении подобного рассказа, то все у вас обязательно получится.

1. Не растекайтесь «мыслью по древу» – рассказывайте коротко

Вся информация, которую вы планируете поведать потенциальному работодателю, должна умещаться в определенные временные рамки, а именно в одну минуту – не больше. Это действительно так, хотя вам это кажется очень странным и даже нелогичным. Именно столько времени может понадобится, чтобы удержать внимание работодателя на своей персоне. Поэтому очень важно, чтобы в этот серьезный момент вы были максимально сосредоточены. Обычно, когда вы излишне волнуетесь, то начинаете говорить слишком много и практически ни о чем, тогда действительно важная информация либо забывается, либо попросту «заваливается» кучей различных мелочей и ненужных подробностей. Рассказывайте все четко, последовательно и коротко, не говорите лишнего.

2. Рассказывайте о работе

Большинство людей не только не привыкли хвалить себя, но даже не знают, как это нужно правильно делать, поэтому на просьбу рассказать о себе пытаются выложить максимум возможной информации о своей личной жизни, поскольку обычно считается, что человек лучше всего может определить себя через друзей или собственные увлечения. Но именно те темы, которые человек собирается затронуть в своем рассказе, – семья, хобби, личные цели – в этой конкретной ситуации абсолютно не интересуют работодателя, потому что совсем не характеризуют вас как работника и специалиста. А тот, кто примерно понимает, чего от него хотят услышать, начинает выдавать поток бессвязных и не совсем уместных эпитетов, типа: «Я очень трудолюбивый, пунктуальный, мотивированный, способен выполнять персональные поручения и работать в команде». Поймите одно: подобная речь никуда не годится.

Соблюдать рабочий график и вовремя появляться на работе – это то, что и так ожидается от вас. А выделять и позиционировать подобные качества как ваши достоинства – это практически то же самое, как рекламировать дом с замечательными стенами, прочным полом и потолком во время его продажи. На собеседовании нужно говорить о чем-то реально важном. Просто расскажи, как долго вы работаете в данной сфере, а если ваш рабочий стаж пока не очень впечатляет, то делайте упор на качественном профессиональном образовании. Не стесняйтесь рассказывать, какими конкретно программами вы хорошо владеете, какие важные и нужные навыки у вас уже есть, с какой техникой можете справиться – углубитесь как следует в специфику. Никогда не сбивайтесь на обычное перечисление, оперируйте фактами.

3. Привлекайте для достоверности рассказа точные цифры

Делайте это так же, как и при составлении собственного резюме. Именно это поможет вам обрести более выгодную позицию даже тогда, когда вместе с вами соискателями выступают более опытные конкуренты. Поверьте, потенциального работодателя гораздо больше впечатлит примерно такой рассказ:

«В семейном кафе я проработал два года. Сначала около полутора лет я был официантом в зале: в будний день мог обслужить около двухсот человек, а в выходные – около пятисот. Иногда я работал на кухне – несколько месяцев в цеху холодных закусок, мыл посуду, а также доставлял заказы». А такой же рассказ абсолютно без цифр с тривиальным перечислением ваших возможностей и мест работы не сделает вас более выгодным сотрудником. Разумеется, двести человек для некоторых кафе – это не так много, но работодатель имеет достаточно ясное представление о ваших реальных возможностях, способностях и потенциале. А эта информация поможет ему быстрее принять решение.

4. Ставьте более высокую планку

Как правило, когда человек приходит в поисках вакансии на собеседование, он всеми силами пытается убедить потенциального работодателя, что он действительно соответствует указанным в объявлении минимальным требованиям. Запомните одно: если вас пригласили на это собеседование, то тем самым пресловутым минимальным требованиям вы уже точно соответствуете, иначе на разговоры с вами никто не стал бы тратить драгоценное время. А поэтому ваша прямая цель – показать и аргументированно доказать потенциальному работодателю, что вы владеете гораздо большим количеством необходимых навыков, чем кто-либо другой из всех претендентов на эту должность.

Вспомните самую запоминающуюся рекламу – она не просто рассказывает о составе продукта или о сложном механизме работы рекламируемого прибора. Действие рекламного ролика происходит на фоне красивой картинки со счастливыми и улыбающимися людьми. По сути, реклама предлагает каждому, кто купит этот товар, счастливую и беззаботную жизнь. На своем собеседовании вы должны вести себя аналогично.

В первой половине собственного рассказа о себе вы должны заложить определенный фундамент, а во второй ее части – обозначить радужные перспективы своей собственной деятельности в этой компании. Вы сможете привлечь новых клиентов, качественно организовать технику безопасности на рабочих местах и сделать множество других полезных вещей для компании.

5. Вычислите правильный угол

Если знаний и опыта у вас откровенно маловато, то постарайтесь найти нечто такое, что поможет качественно компенсировать их отсутствие, но покажет вашу мобильность, обучаемость, исключительную способность правильного взаимодействия с коллегами и потенциальными клиентами, а также возможность содействовать созданию качественного сервиса. Большинство из претендентов на рабочее место действительно молоды, а это вовсе не недостаток в виде отсутствия нужного опыта, а, наоборот, исключительное достоинство, поскольку означает повышенную работоспособность, энергичность и выносливость.

6. Метод «сэндвича»

Это методика подачи негативной информации в достаточно позитивной манере. Всегда начинайте свой рассказ с хорошего – образование, опыт, исключительные способности, затем рассказывайте о негативном – отсутствие конкретных знаний определенных методов, потом мягко и плавно переходите к позитивной информации, а именно, чем вы сможете компенсировать ваши собственные недостатки.

7. Не стесняйтесь практиковаться

Составьте подробный план своей речи, а еще лучше – напишите ее на листочке и произнесите вслух для себя. Как только ощутите себя действительно уверенно, перестанете запинаться и употреблять ненужные междометия, то сами удивитесь, как много существенной информации можно уложить в одну минуту! Подобную практику лучше всего сделать ежедневной. Можно записать себя на видео или разговаривать с собой, глядя в зеркало – рассказывать о своих бесспорных достоинствах и небольших недостатках, как будто вы общаетесь с работодателем.

Вначале это будет смешно, потом трудно, но любой навык можно отточить до совершенства. Помните о том, что маленькая минутная речь может стать решающим аргументом в получении вами работы, а ваша непосредственная задача – сделать ее просто безупречной.

© Силенко Елена, TimesNet.ru

Интересные статьи



Можно ли заработать большие деньги честным трудом?

  • {$ (item.counter * 100 / total)|number:1 $}% / {$ item.name $}
    {$ item.name $}
{$ total $} {$ vote_pluralize(total) $} / все опросы

Комментарии (0)

Только зарегистрированные пользователи могут задавать вопросы и добавлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.