Свой бизнес Что такое себестоимость продукции и услуг. Расчет и анализ себестоимости

Расчет и анализ себестоимости
Расчет и анализ себестоимости

Что такое себестоимость и как правильно ее рассчитать? Стремительный ритм ведения бизнеса требует от каждого предпринимателя и руководителя компании реального представления такого понятия, как себестоимость и умения правильно ее рассчитывать.

И так, себестоимостью называют финансовые и материальные затраты любого предприятия, которые возникают в связи с расходами на изготовление товара, его реализации и всех сопутствующих услуг.

Она состоит из издержек на сырье, материалы, энергию, амортизационные отчисления и заработную плату сотрудникам. Кстати, если иметь в виду российское законодательство, то себестоимость необходимо учитывать при вычислении дохода, с которого предприятие обязано платить налоги.

Снижение себестоимости происходит за счет достижения максимального эффекта при минимизировании затрат, сокращении экономических трудностей, материальных и финансовых затрат.

Грамотный расчет себестоимости

Главной целью бизнес-планирования такого параметра, как себестоимость, является определение и оптимально выгодное использование всех производственных издержек, а также накопления внутрихозяйственных активов, которые приведут к максимальному увеличению рентабельности компании.

Снижая, таким образом, расходы производства предприниматель сможет оптимизировать прошлые сбережения и наличие рабочего потенциала, что позволит значительно увеличить выпуск продукции.

Планирование себестоимости преследует прогрессивные затраты трудового потенциала, расход сырья и остальных материалов, задействованных в процессе производства, а также использование передового опыта других аналогичных компаний и предприятий.

Чтобы определить плановую себестоимость необходимо рассчитать технико-экономические затраты на изготовление товаров, их продажу в общей массе и по отдельности, при этом не нужно упускать из вида специфические характеристики, влияющие на данный критерий производство.

Таким образом, каждая единица товара, произведенного в данной компании, служит индикатором уровня динамики затрат на ее же изготовление. При этом в таблицах и характеристиках себестоимости товара специалисты используют показатели по снижению данного параметра и расходов на 1 рубль товарного наименования.

После совершения данной операции, необходимо прокалькулировать себестоимость каждого товара в отдельности. Вычислить затраты, которые приходятся на 1 рубль товарной единицы довольно просто, для этого необходимо лишь определить отношение уровня расходов на изготовление продукции и оптовой стоимости уже готового товара в рублях.

Давайте для наглядности рассмотрим следующий пример: согласно госзаказу компания должна реализовать товара на сумму в 4,35 млрд. руб., при этом стоимость данного товара в расчете на оптовых поставщиков составит 5 млрд. руб.

Значит, в результате выполнения своей прямой деятельности, предприятие понесет затраты в размере 87 копеек на каждый 1 рубль товарной продукции, что стало ясно из вычисления - 4,35 / 5.

Стоит также иметь в виду, что фактический ассортимент товарной продукции может сильно различаться с указанными в плане затратами на плановый объем. Причем нормы данного планирования для всех категорий хозяйствующих в нашей стране субъектов рассчитываются по одним и тем же правилам, которые отмечены в специальных инструкциях, параметрам осуществления учета и калькуляции себестоимости промпредприятий.

В частности речь идет об установленном на едином основании для всех промышленных предприятий правиле использования при расчете себестоимости затрат, прямо или косвенно связанных с процессом изготовления продукции. Следовательно, данная операция не должна использовать характеристики, которое никоим образом не относятся к производству, например, расходы на капитальный ремонт производственного цеха, строительство новых помещений, дорог.

Для определения себестоимости продукции необходимо произвести вычислительные операции между данными о повышении технического уровня производства, улучшения качества труда, а также параметрами динамики объема, структуры и месторасположения производства, развитие которого также не должно упускаться из виду.

Выяснив размер себестоимости отдельного товара, можно подсчитать общие затраты на все производство и составить с их учетом план. В нем будут отражена себестоимость всех продукции, изготавливаемой на данном предприятии, объем выпуска и параметры себестоимости отдельных категорий товаров.

Все категории товаров, используемые при вычислении себестоимости, могут быть охарактеризованы, как сравнимые и несравнимые, причем первое определение относится к продукции. Изготовленной в минувшем году, а из состава второй группы исключаются дополнительные заказы, услуги по капитальному строительству и экспериментальные товары.

Еще одним важным критерием, который определяется в плане конкретного предприятия, является задание по минимизации себестоимости сравнительной продукции. Он находит свое выражение в процентном показатели снижения себестоимости продукции по отношению к минувшему плановому году.

Здесь же может быть указана и сумма, которую предприятие планирует сэкономить при оперативном достижении установленного уровня сокращения себестоимости этой продукции.

Что бы выполнить все необходимые подсчеты математическим путем, руководитель компании должен использовать всю номенклатуру изделий, опираясь при этом на предусмотренные планом размеры товаров, а также учитывать показатели затрат на каждый рубль товарной единицы в оптовых ценах.

Таким образом, становится понятно, что при отсутствии реального представления о том, что же такое себестоимость товара, невозможно вычислить и рентабельность всего производства, а значит не удастся оценить и развитие всего бизнеса. Без чего в свою очередь нельзя будет определить основополагающие цели и задачи для дальнейшего развития всей компании.

© Сергей, TimesNet.ru